Наука педология, или "Откуда у ЕГЭ ноги растут"

15 August 2019
Депозит фото
Депозит фото

Блог Усталого Учителя

По материалам подписчика

О науке этой я читал ещё в какой-то книге. Кажется, "Два капитана" Каверина. Но тогда был молод, глуп и моё сознание не зацепилось за незнакомое мне слово.

При общении с одним из подписчиков слово вспомнилось и заинтересовало.

Изначально, педология должна была заниматься исследованием детей, учитывая физические, психические, социальные факторы их развития. Данная наука утверждала зависимость судьбы ребёнка от вышеупомянутых факторов, включая генетическую предрасположенность. Первые упоминания о педологии как науке было в 1873 году, развитие в СССР данное направление получило в 20х годах двадцатого века. Был создан институт педологии.

В СССР разработкой положений данной науки занимались известные педагоги, к примеру, Л. Выготский, исследования которого легли в основу системно-деятельностного подхода. Педологи разработали аналитические материалы, на основании которых оценивали интеллектуальный потенциал учащихся. Комиссия в составе из 20 и более специалистов объезжали образовательные учреждения и индивидуально беседовали с учащимися, определяли их статус. Для данных бесед были составлены специальные тесты, универсальные для всех, напечатаны брошюры. Исходя из ответов на вопросы и результатов выполнения заданий, ребёнок получал педологический диагноз и был распределены в определённый кластер - одарённых, дефективных и пр.

Читая работы П. Блонского, одного из ведущих педологов того времени, я обнаружил подозрительно сходство некоторых формулировок с тем, что прописано в современных стандартах образования. Это не может не настораживать, потому что то, о чем нам говорят, как о требованиях современности, оказывается наследием глубоко забытого старого.

Была ли педология наукой или это алхимия в образовании?

Мнения в сети отличаются настолько кардинальным образом, что можно разделить их на две большие группы:

1 точка зрения. Педология - лженаука. Прочитал рассказ Музы Фёдоровна Тарасовой, участницы подобного исследования. Она пишет о том, что тесты были универсифицированны, они не учитывали индивидуальных особенностей детей и были написаны только на основании опыта самих исследователей. Что наука не выявляла одарённых или неординарных детей, а вычесывала всех под гребёнку исследователей. В школах зачастую было два коллектива - педагоги и педологи, причём педагоги считались второстепенным персоналом, всего лишь предметниками.

2. Педология - несправедливо загубленная наука. Она была на самом пике своего становления и стала давать первые результаты, но правительству и партии не нужны были индивидуальности, поэтому, постановлением ЦК ВКП (б) «О педологических извращениях в системе Наркомпроса» (1936) педология была объявлена «лженаукой» и прекратила свое существование, что привело к упадку педагогики и психологии в целом. Гонения были настолько серьёзными, что педагоги тряслись в ужасе при мысли о возможном упоминании их фамилии хоть в какой-нибудь связи с педологией.

Трудно проводить анализ степени упадка образования того времени. Через четыре года началась война и упадок здесь все-таки объясняется кое-чем другим.

Я так и не сформировал свое мнение по этому вопросу. Возможно, подобная наука нужна. Но разница сейчас среди детей настолько велика, что универсальным тестами их способности не проверить. Они живут в слишком разных социальных, нравственных, этнических и пр. условиях, от мегаполисов до хуторов. Неоднократно видел комментарии, что именно из педологии растут ноги у ЕГЭ. Но ЕГЭ - это проверка обученности, а педология пыталась исследовать несколько иные параметры.

Некоторые проводят аналогию между педологами и современными тьюторами, упоминают о делении на кластеры.

В любом случае, для эволюции образования, как и для любого процесса, требуется время. Не десять дет, а десятки. Пока что образование идёт по катастрофическому типу эволюции, когда всех конкурентноспособных и устойчивых особей спалило вулканом, остались только плешивые и кривоногие.

Жду ваших историй

Bloguu@yandex.ru