Автобусы для автоколонны 1880: все для китайцев?

1 ноября в центре Иркутска с большой помпой были представлены свежекупленные для скандально известной автоколонны 1880 новенькие китайские автобусы.

В худших традициях позднего совка, десять огромных туристических автобусов вытащили на центральную площадь города, блокировав оживленное в это время дня движение. Губернатор покрасовался за рулем автобуса, после чего колонна уехала восвояси.

А вопросы остались.

Согласно официальному пресс-релизу правительства Иркутской области, каждый автобус "GOLDEN DRAGON" обошелся бюджету региона в 8,5 миллионов рублей. Марка автобуса не уточняется, но, судя по форме кузова, речь идет о модели 2017 года "Golden Dragon XML6126JR" вместимостью 51 человек.

Автобусы приобретены у петербургской фирмы ООО "Лаки Стар плюс" (ОГРН 1089848020240). Директор фирмы - Шлыков Вячеслав Алексеевич, единственный владелец - гражданин КНР Ли Чэн. Товарищ Ли Чэн подвизается в России минимум с 1997 года, и является учредителем еще пяти торговых компаний.

Что любопытно - это финансовый отчет компании. Ее выручка в 2016 году составила 53 миллиона рублей, чистая прибыль после уплаты налогов - 1 миллион 700 тысяч рублей. Более чем скромно - порядочному бизнесмену не хватит даже толком в ресторан сходить, не говоря уже о жизни в таком дорогом городе, как Петербург. Впрочем, подробнее туманную деятельность компании "Лаки Стар плюс" мы рассмотрим в других публикациях. Пока что речь о конкретной сделке с Иркутской областью.

Тут компании несказанно повезло. От одной только сделки она получила в полтора раза больше денег, чем за весь 2016 год.

Возникает, однако, вопрос - почему автобусы были приобретены в Санкт-Петербурге? Рядом, в Благовещенске, Чите и Хабаровске - десятки компаний, торгующих китайской техникой.

Думается, вопрос в цене. Понятно, что никто не вез автобусы сначала в Питер, а оттуда в Иркутск. Судя по неснятым китайским наклейкам, в Иркутск они прибыли прямиком с границы.

Но. Автобусы "Golden Dragon XML6126JR" на самом деле стоят ощутимо дешевле, чем 8,5 миллионов рублей. Даже простой поиск по предложениям торговых компаний дает сумму 7 миллионов 900 тысяч рублей. А цена 8 миллионов 500 тысяч является высокой даже для Москвы. До которой еще плюс пять тысяч километров, как известно.

Еще один вопрос - почему выбор иркутского губернатора пал именно на эту модель? Самую дорогую, между прочим, в модельном ряду компании. К примеру, ничуть не худший по характеристикам, но более вместимый автобус "Golden Dragon XML6127" обошелся бы на 700 тысяч дешевле.

Вообще, выбор именно китайского "Golden Dragon" вызывает большие сомнения. Машина эта на российских просторах очень редкая. По официальным данным Минтранса, в Иркутской области до сих пор не эксплуатировалось ни одной такой машины, а в остальных регионах России их всего 21. Прописью - двадцать одна. Причем в холодной Сибири эксплуатируется всего один такой автобус - и то в Хабаровском крае. Как следствие, нет никакого опыта использования автобуса в условиях крайне низких температур.

Непонятно, на какой базе будут ремонтироваться автобусы. У "Golden Dragon" достаточно прихотливый турбированный двигатель-интеркулер "Cummins ISLe 340-40". Запчастей для него, само собой, в Иркутске нет, мастеров по ремонту и эксплуатации - тоже. Китайская коробка передач "Qijiang Gear Transmission S6-160" с электрическим ретардером - тоже достаточно экзотичное для Иркутска устройство.

Если уж Сергею Левченко так дорога китайская техника (которая никогда не славилась надежностью) - то на рынке есть широчайший выбор и других марок. Например, Yutong - совершенно аналогичный "Golden Dragon XML6126JR", вот только стоимостью от шести миллионов.

И тут мы подходим к самому пикантному моменту в нашем рассказе. А зачем вообще автоколонне 1880 огромные туристические автобусы вместимостью 50 с лишним человек, с кондиционером, туалетом и прочими прелестями? Ведь автоколонна совершает перевозки в основном по близлежащим населенным пунктам, до которых максимум час-два езды? И для этого вполне подошли бы качественные, надежные и, что важно - недорогие автобусы, например, японские Mitsubishi Fuso Rosa вместимостью от 35 человек и ценой от 2 миллионов 800 тысяч рублей.

Ответ прост. Это наше предположение, но очень уж похожее на правду.

Сергей Левченко и его команда прилагают все усилия для расширения экспансии китайцев на Байкал. Земли на Ольхоне и Малом море беспрепятственно раздаются под китайские гостиницы, сотни тысяч китайских туристов устремляются на берега Байкала. В бюджет региона от всей этой массы туристов не поступает ни гроша - так как они платят китайским туроператорам, китайским владельцам гостиниц и ресторанов, прямо с китайской карты на китайские счета.

Зачем иркутский губернатор потворствует китайской экспансии - непонятно. Но есть очень высокая вероятность того, что новенькие китайские автобусы будут перевозить из Иркутска на Ольхон именно китайских туристов. Напомним - за счет регионального бюджета.

Само собой, прямо об этом никто не говорит. Сергей Левченко сообщил, что автобусы будут использоваться для перевозок пассажиров в Братск, Тайшет и почему-то Железногорск. Однако все указанные маршруты, по официальным данным все той же автоколонны 1880, полностью обеспечены качественными автобусами. Так, на маршруте Иркутск-Братск работают автобусы MAN (49 мест), Neoplan (49 мест), Higer (49 мест).

Еще более интересно то, что у самой автоколонны 1880 почти нет ни своих автобусов, ни водителей. Автоколонна 1880 - это, по сути, диспетчер, работающий с частными предпринимателями-перевозчиками. Которые сами покупают себе автобусы. В этом контексте версия с китайскими туристами становится еще более достоверной.

Но тут, как говорится, поживем - увидим.

Автор: Лера Крышкина