Человек на фоне Вечности. Ушёл из жизни Владимир Янкилевский

05.01.2018

Функция художника – делать невидимое видимым.
Владимир Янкилевский

4 января в Париже на 80 году жизни скончался выдающийся художник современности, родоначальник московского концептуализма, ярчайший представитель послевоенного неофициального искусства Владимир Янкилевский.

О смерти художника сообщил в своём аккаунте Facebook научный руководитель Центра изучения и развития современного искусства Алек Эпштейн.

Владимир Янкилевский родился 15 февраля 1938 года в семье художника в Москве. Окончил Московскую среднюю художественную школу и художественный факультет Московского полиграфического института. Участвовал в знаменитых выставках «30 лет МОСХа» в Манеже в 1962 году и «Пчеловодство – 1975» на ВДНХ. После разгрома авангардных художников Никитой Хрущёвым долгие годы не имел возможности публично выставлять свои произведения. Чтобы заработать на жизнь работал художником-дизайнером в различных московских издательствах.


Владимир Янкилевский в своей однокомнатной квартире-мастерской, 1958 год
Владимир Янкилевский в своей однокомнатной квартире-мастерской, 1958 год

«Двое на пляже», 1958 год
«Двое на пляже», 1958 год

Первая большая ретроспективная выставка Янкилевского состоялась в Москве лишь в 1978 году. Его творчество невозможно сопоставить с каким-нибудь одним направлением в искусстве. Наиболее подходящие определения – «эпический экспрессионист» и «фундаментальный концептуалист». По словам самого художника, его всегда увлекало искусство, которое было «прозрачно ко времени»:

«Важные импульсы я находил в архаике Египта, Греции. Конечно, была интересна Африка, африканские маски. Всё это можно было спокойно посмотреть в библиотеке иностранной литературы».


Триптих № 5 «Адам и Ева», 1965 год
Триптих № 5 «Адам и Ева», 1965 год

Основной формой творчества Янкилевского стала оригинальная концепция триптиха, энергетической основой которой было взаимодействие женского и мужского начала. Сам художник называл такую трактовку триптиха «несколько упрощённой»:

«Женское и мужское – это не обязательно женщина и мужчина. В триптихе № 2 – это художник и учёный. В «Атомной станции» – это «Существо» и «Гений». В пентаптихе № 3 «Содом и Гоморра» – это противопоставление идеального женского и мужского с женским и мужским образами, мутировавшими в социальных уродов».


Триптих № 9 «Анатомия души», 1970 год
Триптих № 9 «Анатомия души», 1970 год

С 1990 года Владимир Янкилевский жил и работал в Нью-Йорке и Париже, лишь изредка появляясь в своей московской студии. Его произведения были показаны на 40 персональных и более чем 170 групповых выставках по всему миру. Работы художника представлены в собраниях ведущих музеев России и мира, в том числе в Государственной Третьяковской галерее, Государственном музее изобразительных искусств имени Пушкина, Государственном Русском музее, Государственном центре современного искусства, Пражской национальной галерее, Дрезденской национальной галерее, Музее Людвига в Кёльне, Музее изобразительных искусств Будапешта, Центре Жоржа Помпиду в Париже.


Владимир Янкилевский на фоне своей картины «Композиция» (1961). Государственная Третьяковская галерея, 2010 год
Владимир Янкилевский на фоне своей картины «Композиция» (1961). Государственная Третьяковская галерея, 2010 год

Фото: artinvestment.ru, wikimedia.org

Автор: Филипп Марков