Дорожная служба Иркутской области: шайке аферистов пришел конец?

Два с половиной года иркутяне наблюдали за крайне странными делами в Дорожной службе Иркутской области. Как известно, в ДСИО проблемы были почти всегда - и иного быть не могло, при том уровне коррупции, который процветал и процветает в структурах правительства Иркутской области, связанных с крупными денежными суммами.

В ДСИО денег нет. У ДСИО гигантские долги по налогам. Однако компания с завидной регулярностью выигрывает миллиардные тендеры на обслуживание и ремонт дорог по всей Иркутской области.

Как "обслуживаются" эти дороги - мы видим при первом же выпавшем снеге. Сказать "никак" - значит ничего не сказать. Десятки и сотни ДТП, часто со смертельным исходом, происходят из-за того, что ДСИО и не подумала - ни убрать выпавший снег, ни посыпать голый лед гравием и песком.

Пришедший к власти в октябре 2015 года "красный губернатор" Сергей Левченкобезо всяких оснований снял предыдущего главу ДСИО Юрия Бойко. С грубыми процедурными нарушениями на этот пост был назначен мелкий ангарский предприниматель с туманным прошлым Максим Черниговский. При всех своих специфических качествах, у господина Черниговского есть одна положительная черта: потрясающее чутье на деньги.

Естественно, кандидатура Черниговского всплыла не просто так. Он входит в известную "ангарскую" группировку, несколько человек из которой получили высокие должности в правительстве Иркутской области в обмен на поддержку Сергея Левченко на выборах.

ДСИО же стала для них "дойной коровой", несущей поистине золотые яйца. Так как учредителем ДСИО и его владельцем является правительство Иркутской области, то поток бюджетных средств в учреждение можно было организовать практически без ограничений. А что делать с этими деньгами дальше - Черниговский и компания отлично знали.

6 апреля в помещениях ДСИО прошли обыски. Руководитель отдела, занимающегося закупками, был задержан на 48 часов. Официальное обвинение по ч. 4 ст. 159 УК РФ (мошенничество, совершенное группой лиц по предварительному сговору в особо крупном размере) касается декабря 2016 года, когда ДСИО приобрело строительное оборудование на сумму 40 миллионов рублей у некой фирмы, завысив сумму закупки в несколько раз.

Такая схема хорошо известна еще с 90-х. Взаимоотношения хозяйствующих субъектов предполагают свободное формирование цены, и потому возможны широкие варианты того, как бетонная панель стоимостью пять тысяч рублей превращается в "золотую" стоимостью 50 тысяч рублей, из которых 10-15 тысяч составляет так называемый "откат". Расплачивается за такой фокус кто-то другой - или бюджет, или рядовые граждане, для которых повышается цена квартиры.

Кстати, наиболее "вкусным" стройматериалом является тротуарная плитка, на одной только подмене марки которой можно "отбить" 500-600 процентов прибыли. Нетрудно понять, по какой причине при мэре Викторе Кондрашове весь центр Иркутска был покрыт плиткой отвратительного качества.

Еще раз напомним - ДСИО находится под чутким руководством первых лиц правительства Иркутской области, а потому такие операции можно было проводить достаточно беззаботно. При этом, немаловажный нюанс: конечно, в ДСИО поступают бюджетные средства. Но после того, как они поступили в ДСИО, они как бы уже перестали быть бюджетными, а стали как бы коммерческими. А потому контроль за ними существенно ослаблен. Вернее, он должен быть - со стороны министерства строительства (в структуру которого и входит ДСИО), со стороны контрольно-счетной палаты, губернатора и так далее. Но когда фирма функционирует именно как машина по превращению бюджетных денег в реальные, принимаются все меры для того, чтобы контроля не было.

Что это за организация, у которой ДСИО приобрела стройматериалы? Это одна из структур, принадлежащая крайне любопытному персонажу - Вячеславу Юрьевичу Тренченкову, предпринимателю из города Ангарска. 56-летний бизнесмен в свое время успел посидеть по статье 116 УК РФ, что, однако, не помешало его масштабному бизнесу.

Перечислим основные компании, в которых Вячеслав Тренченков в настоящее время является учредителем или директором.

ООО "СибНИИПроектЦемент" (ОГРН 1175476099820),
ООО "Байкал-Трек" (ОГРН 1073801007202),
ОАО "МонтажАвтоматика" (ОГРН 1033800539860),
ООО "Бульвар" (ОГРН 1153850035327, директор и соучредитель - Екатерина Фалалеева),
ООО МКК "Кредитные системы - Байкал" (ОГРН 1143850035306),
ООО "Каскад" (ОГРН 1143850028563, соучредитель - Черниговская Светлана Викторовна, супруга Максима Черниговского),
ООО "Аркада" (ОГРН 1073801009215, соучредитель - Черниговская Светлана Викторовна, супруга Максима Черниговского),
ООО "Южный Урал" (ОГРН 1130411001819, соучредитель - Черниговская Светлана Викторовна, супруга Максима Черниговского. Компания зарегистрирована в Оренбурге),
ДНТ "Исток" (ОГРН 1083801007003, соучредитель - Екатерина Фалалеева).

Обратите особое внимание на последний пункт списка. Мы ведь не зря упомянули Екатерину Фалалееву среди соучредителей компаний Тренченкова. ДНТ "Исток" - это один из дачных поселков, проходящих по громкому делу Геевского-Наумова, пойманных на махинациях с землей в прилегающих к Иркутску районах. Вячеслав Тренченков пребывает в большой дружбе с господином Геевским и активно сотрудничал с ним по многим делам, которые сейчас находятся в зоне особого внимания Следственного комитета.


Геевский Олег © Проект "Лица Сибири"
Геевский Олег © Проект "Лица Сибири"

А ангарская предпринимательница Екатерина Фалалеева в свое время была соучредителем очень известной в городе фирмы "Автосервис", существовавшей аж с 1992 года. Еще одним учредителем фирмы был Максим Черниговский, ныне директор ОАО "Дорожная служба Иркутской области". В 2010 году у "Автосервиса" случились крупные неприятности с налогами (решение Арбитражного суда Иркутской области № А19-13520/10-73).

После этого фирма телепортировалась все в тот же Оренбург, одновременно сменив вывеску на "Техсервис" (ОГРН 1033800517200). Екатерина Фалалеева, кроме того - директор и учредитель ООО "Байкал-Трек" (ОГРН 1153850020136), второго ООО "Байкал-Трек" (ОГРН 1153850026967), ООО "Бульвар" (ОГРН 1153850035327), учредитель правового агентства "Статус" (ОГРН 1063801018764) и ДНТ "Исток" (ОГРН 1083801007003).

Супруга Максима Черниговского, Светлана, заслуживает отдельной статьи. Достаточно сказать, что она возглавляет или является учредителем пяти фирм, в том числе ООО "Фарт" (ОГРН 1123801001521), которую, в свою очередь, возглавляет Татьяна Шаркова - супруга известного ангарского депутата и владельца скандальной ЗАО "Автоколонна 1950" Сергея Шаркова. Впрочем, известно, что Ангарск - город маленький, зато мафиозные связи в нем большие.

Интереснее другое. Родной сын Вячеслава Тренченкова, Павел Вячеславович - заместитель генерального директора по снабжению и коммерческой деятельности ОАО "Дорожная службы Иркутской области".

Не исключено, что на эту должность Павел Тренченков был принят по большой дружбе - ведь он по профессии вовсе не снабженец и не коммерсант, а юрист. Зато его отец Вячеслав Тренченков - давний бизнес-партнер Максима Черниговского, еще до появления того в ДСИО. Они вместе успешно работали в известном ОАО "Дорожная строительная компания 156" (ОГРН 1103801001094) - тоже очень интересной структуре в собственности у Федерального агентства по управлению госимуществом. Но о ней когда-нибудь потом.

Судя по всему, у Павла Тренченкова не все дела в порядке. Во всяком случае, начиная с утра 6 апреля, его нигде не могут найти. Не исключено, что со временем он появится где-нибудь в Лондоне.

Круг замкнулся. В самом деле, что может быть надежнее, чем заказать стройматериалы у собственного отца? И получить наценку в 700-800 процентов? Тут даже не нужны никакие договоры - все решается по-семейному и кулуарно. И деньги - все в дом. Удобно.

Было удобно, пока Следственный комитет вдруг не встрепенулся и спустя полтора года после совершения преступления не решил его пресечь. Что же, как говорится, лучше поздно, чем никогда - но сам факт заставляет задуматься.

На самом деле руководство ДСИО было за что "сажать" и в 2016 году, и в 2017, и тем более в 2018. Но этого не происходило. Почему? Потому что до выборов президента было непонятно, в какую сторону повернется судьба Сергея Левченко. Сложись расклады чуть иначе в декабре 2017 года - и был бы он главным оппонентом Владимира нашего Владимировича на президентских выборах, со всеми втекающими и вытекающими. Соответственно, и команды "фас" не поступало.

Однако с даты выборов прошло ровно 20 дней, и команда, по все признакам, поступила. Остальное - вопрос чисто технический.

Благо дело Тренченкова - не единственное в ДСИО, и копать можно где угодно. В частности, известно, что внимание следствия уже привлекла закупка № 31704900445 на сумму 1,2 миллиарда рублей на строительство автомобильной дороги Киренск-Казачинское. Впрочем, это уже другая история. По крайней мере пока. Однако если и эта история всплывет, в строительной отрасли Иркутска будет очень громко.

Источник в правоохранительных органах заверил Бабр, что в самое ближайшее время жесткому контролю подвергнется вся дорожная система региона, а "посадки" могут быть массовыми. На очереди - министерство лесного комплекса. На каком этапе фигурантом очередного дела станет губернатор Сергей Левченко - пока неизвестно.

Автор: Максим Бакулев