Пролетая над Китаем

Вам когда-нибудь доводилось лететь из Восточной Сибири строго на юг, куда-нибудь в район Индийского океана? Мне – да.

Зрелище очень познавательное. И поучительное.

Сперва перед вами предстают просторы Иркутской области и Бурятии: пики Хамар-Дабана и Саян, Байкал, степные просторы Забайкалья. Населенных пунктов мало, они раскиданы беспорядочно, но более-менее связаны кривыми линиями узких автомобильных и ж/д дорог. Кое-где видно производство, возделанные поля, зачатки цивилизации.

Дальше начинается Монголия. Страна без людей. Черная дыра Азии. Из интересного только редкие аулы, а вокруг – бескрайнее море степи и песка. Гоби поражает: час лету над территорией, где нет вообще ничего и никого.

А потом с вами случается Китай. Северная часть страны мало отличима от Монголии: те же пески и плоскогорья. Ты смотришь вниз и думаешь: «Это уже Китай или еще Монголия?» Ответ приходит, и он безупречен. Это блестящая, тянущаяся от горизонта до горизонта, неизменно прямая линия железной дороги, рассекающей пустыню, как нож. Здесь пустыня обитаема: дороги, поселки, грамотно устроенные транспортные узлы.

Чем дальше на юг, тем оживленней. В центральном Китае почти нет неосвоенной земли: холмы испещрены шахтами, выработками. Всюду ЛЭПы, многополосные шоссе, заводы. В долинах лежат мегаполисы, и едва ли не каждый второй размером с Санкт-Петербург, а каждый пятый – с Москву. Что ни город, то миллионник, красиво обрамленный аккуратными объездными. Что ни дорога, то чудо инженерной мысли с многоуровневыми развязками и эстакадами.

И так несколько часов на скорости 220 метров в секунду. Китай необъятен и невероятен – цивилизация от горизонта до горизонта. Это ни хорошо, ни плохо. Просто констатация. К слову, к югу от КНР есть еще одна малолюдная страна – называется Лаос. И ее китайцы тоже почему-то не завоевывают, как и Монголию с Сибирью. Им, видимо, хватает своего.

Однако следует понимать, что, имея столь явное и наглядное доминирования по части экономики и народонаселения, Китай не может не доминировать политически. Россия? А что Россия? 416 долларов в месяц медианная зарплата, стареющее, вымирающее население и полное отсутствие современной инфраструктуры. Транссиб по китайским меркам – провинциальная «железка», а единственная федеральная трасса, связывающая Москву с Владивостоком, – просто странное дорожное недоразумение, непонятно кем и для кого построенное.

Китай не будет завоевывать Сибирь. Он ее просто купит, если, конечно, захочет. На сдачу от торговли с США, Европой и странами АТР. Как уже купил половину Юго-Восточной Азии и Африки. В интересное время живем, господа.

Автор: Андрeй Темнов