Кто и Сколько раз крестили Русь?!

12.01.2018

Первое крещение

Веком ранее уже было крещение россов, но не столь массовое. Его иногда именуют первым (Фотиевым, или Аскольдовым) крещением Руси. Оно состоялось, по разным источникам, то ли во времена Василия I (867—886) и патриарха Игнатия (867—877), то ли в начале или средине 860-х, вскоре после похода россов на Константинополь (Царьград) в 860 году.

Тогда князья Аскольд и Дир c «болярами» и некоторым количеством народа приняли крещение в Киеве от епископа, посланного Константинопольским Патриархом Фотием I. Во всяком случае, в конце IX века Русская епархия уже числится в списках константинопольских епископий: сначала на 61-м, потом на 60-м месте.

Христианкой была бабка князя Владимира Святославича - княгиня Ольга, супруга князя Игоря (та самая, что жестоко отомстила древлянам за смерть своего мужа). Она правила Киевской Русью с 945 года - смерти Игоря по 962 - до совершеннолетия Святослава, причислена к лику святых - первая русская святая.

Ольга была первым правителем Киевской Руси, принявшим крещение, и старалась привить своему внуку любовь и уважение к христианской вере. Она приняла крещение в Константинополе.

Крещение князя Владимира

Для того, чтобы продолжить объединение земель, принадлежащих разным племенам и имевшим своих собственных многообразных богов, требовалось установить главный принцип: «одно государство, один князь, один Бог». И введение монотеистической религии могло «заменить» многочисленных племенных богов на единого Бога. Это и было основным побудительным мотивом крещения Руси.

Но вначале князю надо было выбрать религию. На тот период основными «претендентами» были ислам и христианство. Как шутят некоторые историки, Владимир выбрал наименьшее для себя зло - христианство. Ведь имевшиеся у князя две страсти - похоть и выпивка - отвергались обеими религиями: похоть - христианством, а выпивка - исламом. Поэтому Владимир Красное Солнышко сделал свой выбор в пользу христианства, произнеся приехавшим мусульманам, которые расхваливали ислам, свою знаменитую фразу: «Руси есть веселие пити, не можем без того быти...».

Киевский князь Владимир Святославич вначале крестился сам. Согласно «Повести временных лет», в 6496 году «от сотворения мира» (то есть приблизительно в 988 году н. э.) он принял решение креститься от Константинопольской Церкви, хотя многие историки относят его крещение к 987 году.

Дело в том, что по византийским и арабским источникам, в 987 году Константинополь заключает с Русью союз для подавления мятежа византийского военачальника Варды Фоки.

Но князь выставил условие - он требовал руку царевны Анны, сестры Императоров Василия и Константина. Это требование было крайне унизительно для Ромейских василевсов, но союз с князем был им выгоден, и они согласились отдать Анну за князя, потребовав, чтобы вначале князь Владимир принял крещение и был наречён именем Василия.

Кстати говоря, князь Владимир к этому времени уже состоял в нескольких официальных языческих браках и был известен как «великий распутник», имевший несколько сот наложниц.

Крещение народа в Киеве

Затем, после крещения князя Владимира, Константинопольский Патриарх Николай II Хрисоверг прислал духовенство, которое крестило киевских людей в водах Днепра и (или) Почайны (сейчас этой реки уже нет, но в те времена она была довольно глубокой речкой).

Вот как описывает события Лаврентьевская летопись («Литература Древней Руси IХ-ХII вв.», М., 1978. Перевод Б. Кресеня): «... а сам пришёл в Киев. И когда пришёл, повелел кумиры опрокинуть - одних изрубить, а других - предать огню. Перуна же повелел привязать к хвосту коня и волочить его с горы по Боричеву взвозу к Ручью, и приставил двенадцать мужей колотить его жезлами. ... Когда влекли Перуна по Ручью к Днепру, оплакивали его неверные люди. ... И, притащив, сбросили его в Днепр. И сказал Владимир сопровождающим: «Если он где пристанет, вы отпихивайте его от берега, до тех пор, пока не пройдёт пороги, тогда лишь оставьте его». Они так и сделали, как он велел. Как только оставили его за порогами, так принёс его ветер на мель, которую потом прозвали Перунья Мель, так она и до сего дня называется. Затем послал Владимир по всему городу сказать: «Если не обратится кто завтра на реке - будь то богатый, или бедный, или нищий, или раб, - противен будет мне».

Процесс крещения происходил в «добровольно-принудительном» порядке - по приказу князя киевлян согнали к реке, где и крестили. На берегу Днепра стоял сам Владимир и наблюдал за крещением. Люди входили в воду, а христиане бродили между ними, поучая, как вести себя во время обряда крещения.

Впоследствии негативные факты насильственного крещения стали замалчиваться, а само Крещение Руси, наоборот, возвеличиваться, сам «великий распутник» был даже канонизирован.

Крещение других русских земель

Христианизация народов будущей Российской империи была длительным и тяжёлым процессом, продолжавшимся все последующие века. Принятие христианства как государственной религии неизбежно влекло за собой ликвидацию языческих культов, ранее пользовавшихся великокняжеским патронатом.

На части территорий христианство насаждалось силой; а культовые сооружения язычников уничтожались.

Первыми епископскими кафедрами, кроме Киева, стала Новгородская, а также, возможно, Черниговская и Владимир-Волынская и Белгородская (ныне селение Белогородка под Киевом), Переяславская епархия.

Новгород, по некоторым летописным свидетельствам, оказал активное сопротивление введению христианства и был крещён при военной помощи киевского воеводы Добрыни (дяди князя Владимира) и тысяцкого Путяты в 990 году епископом Иоакимом.

Один из напряжённых моментов новгородской истории запечатлён на картине А.П. Рябушкина «Князь Глеб Святославович убивает волхва на Новгородском вече (Княжий суд)», 1898 год. По словам летописи, дело было так: Князь Глеб Святославович в 1078 году при появлении в Новгороде волхвов, призывавших народ к восстанию (это был религиозный и бытовой конфликт, одновременно переплетавшийся с борьбой против власти Киева), не смог найти других аргументов, кроме меча, и убил главного волхва, но после этого был изгнан свободолюбивыми новгородцами. Т.к. его не поддержали другие князья, ему пришлось бежать за Волок, где он был убит чудью 30 мая 1078 года.

Ростов и Муром сопротивлялись введению христианства ещё два столетия (согласно традиционной церковной истории) - до XII века. Два первых епископа, посланные в Ростов, были изгнаны, третий — св. Леонтий — много сделал для утверждения христианской веры в Ростове и епископ Исаия.

Полоцк был крещён около 1000 года исландским викингом-христианином Торвальдом Кодранссоном, получившим от константинопольского Императора Василия II грамоту «полномочного представителя Византии в русских городах Восточной Балтики».

Однако, судя по источникам, языческая духовная элита Руси подвергалась репрессиям лишь в том случае, если выступала инициатором волнений, восстаний или сепаратизма. По мнению некоторых исследователей, опирающихся на «Повесть временных лет», «восстание волхвов» во Владимиро-Суздальской Руси в 1024 (а также в 1071 году) сопровождалось действиями и убийствами, имевшими ритуальный характер. Ярослав Мудрый «жестоко расправился с волхвами, наведя порядок в даннических областях»; в 1070-х годах в Новгороде волхв был убит князем Глебом (см. выше).

В большинстве своём, очаги сопротивления христианизации имели не столько религиозный, сколько социальный и политический смысл.

Последствия крещения Руси

Ещё за несколько столетий до крещения Руси, Римская империя раскололась на Восточную и Западную, после чего Западная вообще прекратила своё существование, и осталась одна Восточная, или Византийская империя.

Церковь тоже была расколота, и ко времени крещения Руси в Западной и Восточной (православной) церквях и в вероучении, и во взаимоотношениях церковных и светских властей была громадная разница.

В византийском церковно-государственном устройстве Император считался Хранителем и Верховным Защитником православия, единым самодержцем всех православных народов. Правители прочих христианских народов (государств) получали от него титулы архонтов, князей, стольников. Таким образом, крестив Русь, князь Владимир включил её в состав византийской государственности. Но при этом, Киевская митрополия занимала в Константинопольских диптихах место в последних рядах: в древнейшем из них — 61-е, а в более позднем, составленном при Андронике II Палеологе (1306-1328) - 77-е место, а самому Киевскому великому князю в XII веке был положен в Константинополе всего лишь скромный придворный титул стольника.

Но усилилась власть киевского князя, поскольку она приобрела божественный характер, началось объединение земель, стала развиваться церковь. Значительно возрос международный авторитет Руси - её признали цивилизованным государством. Укрепился международный престиж Руси, стали развиваться экономические, культурные связи с другими христианскими государствами.

Был принят первый письменный свод законов – Русская Правда, которая имела очень большое значение для развития правовых институтов в зарождающемся русском обществе.

При Ярославе Мудром в Киеве была создана митрополия во главе с присланным греком-митрополитом. Митрополия делилась на епархии во главе с епископами. При материальной поддержке князей начали строиться церкви.

Принятие христианства содействовало развитию зодчества и живописи в средневековых её формах, проникновению византийской культуры как наследницы античной традиции. И самое главное - началось распространение кириллической письменности и книжной традиции: первые памятники древнерусской письменной культуры возникли именно после крещения Руси.

Вот как преподносит историю Крещения Руси знаменитый историк Н.М.Карамзин (История Государства Российского).

Однако...

Русская церковь видела особое значение в принятии христианства из Константинополя, а не от Рима, относясь к Римской церкви весьма негативно.

Но Русская церковь забыла, что пышность церковных служб, прельстившая, по легенде, князя Владимира, ещё не есть праведность, а аскетизм католической церкви более близок духу Христа, нежели излишне яркие и более показушные богослужения православной церкви, рассчитанные скорее на привлечение черни, чем на прославление Христа.

А уж нынешние атрибуты представителей РПЦ - часы за десятки тысяч евро на руке патриарха, роскошь и дорогие автомобили иерархов церкви совсем не красят нынешних представителей РПЦ, превратившихся в «новых русских» с их малиновыми пиджаками.