Психика ребенка

Мир детства, это — мир игры. Поэтому главная трудность родительского воспитания заключается в переходе из состояния «я — взрослый» в состояние «я — ребенок». И обратно.

В античные времена, во II веке до нашей эры, один греческий купец так писал с дороги своей жене: «Если родится мальчик, оставь, если девочка — выкини». (Письмо это сохранилось до наших дней.) Торговец не был нравственным уродом, его желание никто тогда не посчитал бы злодейством, потому что подобное отношение к детям считалось нормальным.

Так же, как в Европе XII века бедняку продать за долги сына или дочь. Следует видеть в нашем ребенке человека вообще — человека, подверженного всем случайностям жизни». Вот так за двадцать веков прошла наша цивилизация путь от узаконенного детоубийства до признания самоценности ребенка. Он, ребенок, такой же человек, как и взрослый, только еще не выросший — взгляд по тогдашним меркам смелый и прогрессивный.

Конец двадцатого века принес взгляд новый, принципиально отличный. Теперь считается, что мир ребенка вообще отличается от мира взрослых, то есть дети — особые люди, они отличаются от взрослых так, будто они — инопланетяне. Позиция эта требует пересмотреть все наши отношения с детьми. Однако мы в своем большинстве остаемся верны взглядам XVIII века и видим в ребенке объект приложения собственных сил — невыросшего себя. А дети — просто другие люди.

У детей отношения с миром иные, чем у взрослых, и поэтому вся жизнь ребенка (по крайней мере до 10-11 лет), это — череда непрерывных, нескончаемых переходов из одной игры в другую. Он играет, когда ест, когда сидит на горшке, когда идет по вашему поручению в магазин или по своей охоте к товарищу в гости. Играет, идя в школу, и на уроке он тоже пытается играть. Но если игра — вся жизнь, то что такое игра? Если на углубляться в тонкости, то это — создание чего-то нового с помощью воображения. Это — колоссальная работа мозга, и еще Чуковский заметил, что дети необычайные труженики: вечно они что-то придумывают. А наш мир — мир сугубой реальности. Фантазировать нам некогда, и для нас, взрослых, игра — это способ расслабиться, отвлечься от повседневности, вырваться из круга докучливых обязанностей. Так что нам бы чего попроще: в картишки перекинуться, костяшками домино постучать — когда время позволяет. А ребенок живет в игре, потому что жить иначе он не может. Ведь он действительно как инопланетянин, пришел в чужой и во многом чуждый мир. Этот мир населен гигантами: людьми, собаками, воронами, странными звуками и удивительными запахами.

Маленький инопланетянин ничего об этом мире не знает, а узнать не у кого, потому что он не умеет себя объяснить, а взрослые не умеют понять. И малыш начинает примериваться к миру, придумывать его, заменяя знание фантазией. Интересно, что бы вы делали, окажись на его месте? Уверен — то же самое. Так что, заметит дотошный читатель, если ребенок занимается познанием мира в игре, то значит, он в ней и развивается. Да, но не так прямо, как представляется большинству взрослых. Потому что делать что-то и стремиться что-то сделать — не одно и то же.

Ребенок не ставит себе задачу: изучить, научиться — ему важен сам процесс, движение. Профессор В. В. Зеньковский, блестящий психолог, которого до самого недавнего времени у нас не печатали, потому что был он богословом и эмигрантом, еще в 1924 году в книге «Психология детства» написал: «В игре дитя вовсе не стремится познать действительность… не мысли, а чувства «здесь важны». То есть выражаемое в эмоциях отношение ребенка к действию. Это мы, взрослые, играя с ребенком, пытаемся настроить его на результат, на победу (кто скорее, кто лучше выполнит задачу). А ему безразлично, кто, для него главное: нравится — не нравится. Вот такие мы разные. Стать ребенком — увы! — никому из нас не дано. Но зато можем вспомнить себя в детстве — если постараться. Постарайтесь, и тогда вы заговорите с ребенком на одном языке, начнете понимать друг друга даже без слов. Правда, на это нужно время, свободное время, которого нам всегда так недостает.

Многое в поведении ребенка станет для вас яснее, если вы сможете поставить себя на его место, то есть включить свое собственное воображение. И это станет вашим первым шагом в мир детской игры.