SOMA - смертию смерть поправ

26 January 2018

Миллионы людей во всем мире в эту секунду думают о суициде. Они потеряли себя. Они потеряли смысл жизни. Они искали спасение в алкоголе. Они искали спасение в наркотиках. Они искали спасение у психологов. Но ничего не помогло, и буквально сейчас они думают о самоубийстве.

"Астанавитесь!"

Есть очень простой и доступный способ начать совершенно новую жизнь. Сделать себя значимым и нужным этому миру.

Включите SOMA!

Именно в ней ваша расшатанная психика получит столь необходимые яркие эмоции. А суицидальные настроения, если они уж очень устойчивые - превратятся в акт благородного виртуального самопожертвования во имя спасения человечества.

А чтобы перевести дух, нужно совать свои шаловливые пальчики...
А чтобы перевести дух, нужно совать свои шаловливые пальчики...

Осенью 2015 года студия Frictional Games, отцы новой волны жанра ужасов в игровой индустрии, подарили неоднозначную, в некоторых аспектах смелую и, черт возьми, страшную игру - SOMA. Одна из главных ее особенностей — это то, что она не пытается пугать вас, а заставляет непосредственно игрока пугать самого себя, примеряя роль главного героя игры.

Как доказать подлинность своей личности? Как доказать, что ты это "ты"? Что мысли в твоей голове твои и принадлежат только тебе? Что формирует и определяет нас? Наше сознание и тело? А если не опускаться так глубоко в эти рассуждения, то задам вопрос "попроще": что делает человека человеком?

"Я мыслю, значит существую"

С этим сложно не согласиться, ведь, наверняка, каждый бы так подумал. Но если заглянуть в джунгли медицины и психологии, то можно наткнуться на весьма необычные феномены нашего тела и разума. Как вам анозогнозия? Отсутствие критической оценки больным своего дефекта или заболевания. То есть, люди, у которых одна из частей тела парализована, уверены в обратном. Но стоит попросить человека в подобном состоянии совершить кое-либо действие, например, парализованной рукой, он естественно не сможет этого сделать, и придумает множество отговорок.

Пример акинетопсии. Занятно, правда?
Пример акинетопсии. Занятно, правда?

Акинетопсия или же неспособность воспринимать движения. Приведу простой пример. Человек собирается наполнить стакан. Струя воды будет для него неподвижна, а стакан в его глазах так и останется пустым. Чувство, словно, кто-то нажал кнопку "пауза" и все вокруг замерло. Воистину, мозг способен на чудеса.

Существует и множество других заболеваний и трюков, которыми наш мозг нас же и обманывает. К чему же я веду? К тому, что все то, что мы воспринимаем, видим, чувствуем и осязаем, имеет субъективный и только субъективный характер. Вопрос лишь в том, как глубоко может уходить эта субъективность.

Убить себя или не убить?
Убить себя или не убить?

Со всеми этими размышлениями и вопросами вас столкнет SOMA от компании Frictional Games, что подарила миру Amnesia: The Dark Descent, который вдохнул новую жизнь в жанр "survival horror" и задал новую планку. Но вместе с тем steam store заполонило множество проходных и дешевых игр, созданных на фундаменте "Амнезии", где чувство страха и ужаса достигается путем выпрыгивания на игрока "скримеров". Сюжетные идеи как таковые отсутствуют, и получается, что испуг ради испуга и страх ради страха.

SOMA. Чем же необычен и удивителен этот проект? Несмотря на то, что она относится к жанру "страшилок", в первую очередь это отличная и великолепная история с глубоким философским подтекстом, а уже потом хоррор. На протяжении всей игры вы вместе с главным героем будете думать и задавать самому себе те самые вопросы, что мы обозначили в начале. Но! Все по порядку.

Завязка истории игры самая что ни на есть простоя. Ваш герой - Саймон Джаррет, молодой человек из Торонто, работающий в книжном магазине. Он получил черепно-мозговую травму после автомобильной аварии. На повестке дня посещение доктора и сканирование мозга. Вам показывают обычный разговор по телефону, осмотр собственной квартиры, поездка в метро... Несколько каких-то тривиальных сцен из обычной жизни - и чувство присутствия уже достигнуто.

Спустя мгновение после сканирования Саймон обнаруживает себя в безлюдной лаборатории на подводной станции "Патос-2", где по мрачным и холодным коридорам снуют монстры, а роботы утверждают, что они люди, и странный, черный густой гель сочится отовсюду... Так, бедному парню придется разбираться, как он попал сюда и что за чертовщина тут происходит.

Мы подошли к другой стороне SOMA, которая делает ее удивительной - это ее главный герой, Саймон. Он максимально корректен. То есть на все события в игре он реагирует самым естественным образом: удивляется тому, чему удивляетесь и вы, пугается того же, чего пугаетесь и вы. Черт возьми, он озвучивает те же вопросы, что появляются в вашей голове по мере повествования!

Ни в одной игре не удавалось достичь такой эмоциональной синхронизации персонажа и пользователя им управляющего. Это результат великолепной работы режиссуры и умением правильно расставить акценты для получения глубокого эмоционального погружения.

Львиную долю времени придется ходить по холодным и мрачным коридорам станций и лабораторий, которые выполнены весьма на хорошем уровне. Это не пустые, красивые декорации, а хорошо проработанный мир со множеством деталей, которые раскрывают историю произошедшего на "Патосе-2" и в мире целом. Монстров в игре не так уж много, но нагнать напряжение и заставить думать, как с ними справиться, смогут точно.

Отдельного внимания стоит изображенный подводный мир вне станции. Он по-настоящему холодный, мрачный и давящий. А когда придется опускаться на глубину 5000 метров, вы нутром будете ощущать, как мгла, безнадега и безысходность сгущаются все сильней вокруг героя. Словом, визуал выполнен на высоком уровне.

Финал данной истории даст игроку мощную пощечину словами героини Кэтрин Чун: "Что же ты такой тупой? Я устала повторять сотни раз - оно так не работает! Смирись!"

Итог

SOMA - это редчайший продукт игровой индустрии, который оставляет неизгладимые впечатления во время и после прохождения. Темы переноса сознания, клонирования, смерти, наличия самосознания у искусственного интеллекта, поднимаемые в игре не новы. Снято множество фильмов и написано еще больше книг, но так глубоко копнуть в эти размышления и заставить нас "давайте представим, что..." применить на собственной шкуре, удалось авторам из Frictional Games. Если вы любитель научной фантастики, то проходить мимо SOMA - страшно грешно.

P.S. К сожалению, многое из того, что хотелось написать об этой игре, просто не могли себе позволить, ибо есть такая вещь как спойлер. Описывать сюжет и суть игры без них - крайней сложно. А рассуждения на выше поднятые темы могут раскрыть всю интригу и испортить впечатление от прохождения. На этом все, а нам пора совершить самоубийство во имя "Непрерывности".