Культовые альбомы. Акико Яно «Iroha Ni Konpeitou»

Не очень известных японских артистов в прессе часто сравнивают с известными западными. Акико Яно - почти всегда с Кейт Буш, и в этом на самом деле есть определенная логика.

Обе учились играть на фортепиано, обе - черпали вдохновение из фолк-традиции и сами пишут музыку. У них схожие высокие голоса - хрупкие и ломкие. Обеим помогали влиятельные старшие товарищи: Буш - гитарист PINK FLOYD Дэвид Гилмор, Яно - Харуоми Хосоно из HAPPY END. Обе выпустили дебютные альбомы в середине 70-х. Вот только Яно - чуть раньше.

Чтобы лучше понимать ее эволюцию, имеет смысл начинать с «Iroha Ni Konpeitou». Формально - это второй студийный альбом, но многие композиции из него записаны в Токио в 1974-м - за пару лет до официального дебюта. 19-тилетней Яно помогали музыканты Харуоми Хосоно, Сигэро Судзуки и Татсуо Хаяси - все, из возникшей на обломках HAPPY END группы TIN PAN ALLEY. Кое-что из тех сессий попало на первую пластинку «Japanese Girl», но в основном все они здесь - слегка доработанные. Кстати, клавишными на диске занимался Хидэки Мацутакэ, который впоследствии отвечал за всю машинерию YELLOW MAGIC ORCHESTRA, и ездил с ними с туры (как, впрочем, и сама Яно).

В «Iroha Ni Konpeitou» в первую очередь привлекает эрудиция ее создателей. Этот альбом лишь прикидывается поп-пластинкой: на поверхности легкий «идолоообразный» девичий поп-вокал, а в глубине сложные синтезаторные пространства, джаз-фанк, кантри, буги, соул. Стили сменяют друг друга быстро и легко. Видно, что Яно искренне любит джаз, но для нее это не эталон, который нужно почтительно воссоздавать, а живая гибкая субстанция. Использует ли она фортепиано или Moog IIIc - по большому счету без разницы, и то и другое - не самоцель. И две чужие вещи - «Ai Ai Gasa» и «Hourou» Хосоно - здесь опознаются безошибочно, потому только в них звучит легкая нотка ностальгии.

В то же время в этой музыке, как ни странно, довольно много японского. «Iroha Ni Konpeitou», очевидно, создавался без оглядки на англо-американский рынок. Как и многие другие проекты кругов, в которых вращалась Яно в 70-х, его задачей было интегрировать чисто японские и западные мотивы, и просто посмотреть: а что получится?. Может быть, поэтому, более чем 30 лет спустя после первого релиза, его переиздают за пределами Японии. Потому что он не вызывает вопроса: “И что же в вас такого особенного?” И поэтому Яно и сейчас собирает залы в Нью-Йорке, не пытаясь петь ни слова по-английски.

Текст: Людмила Ребрина