Как капитан 1 ранга Балтийский флот спасал...

09.04.2018

(Эскадренный миноносец «Лихой» на переходе во льдах)
(Эскадренный миноносец «Лихой» на переходе во льдах)

Эвакуация Балтийского флота в 1918-м

После событий 1917 года военная машина России развалилась, а вместе с ней пришел в упадок и весь русский флот. Матросы были настроены агрессивно по отношению к своему командованию, росли и множились анархистские настроения – дисциплина сошла на нет. Появились случаи расправы над офицерами. Балтийцы стали оплотом большевиков, превратившись в «гвардию революции».

Все это привело к печальным последствиям, и уже в начале 1918 года возникла катастрофическая ситуация с выходом кораблей с мест стоянки. А Первая мировая еще не завершилась.

Наступление немецкой армии и эвакуационные мероприятия

В феврале правительство Германии, отменив перемирие, снова направило свои войска в наступление. С северного направления стремительно надвигалась армия Кирхбаха, а в Ревеле стояли безжизненные корабли России, которые враг мог захватить. Это означало открытие пути по морю к столице.

Новая власть быстро сообразила, чем обернется такой захват, и, уже на следующий день после начала новой атаки на Россию, Морской комиссариат отдал приказ немедленно вывести корабли в Гельсингфорс.

Эвакуация из Ревеля была представлена как патриотический партийный подвиг, совершенный под руководством Кингсеппа. В реальности, план эвакуации и его реализация полностью принадлежали офицеру императорского флота А. Щастному.

Ледоход «Ермак», вскрывая, как консервный нож, ледяной панцирь, который местами достигал 70-ти сантиметров, сумел расчистить дорогу для 56-ти кораблей Балтики и подарил им возможность уйти в Финляндию. Конец операции проходил уже под активными обстрелами германцев.

(Ледокол «Ермак» прокладывает путь боевым корабля Балтийского флота)
(Ледокол «Ермак» прокладывает путь боевым корабля Балтийского флота)

После подписания Брестского мира, весной того же года, русский флот обязан был покинуть страну, где нашел себе пристанище и где не утихала гражданская война. Немцы предъявляли претензии по поводу вмешательства российских моряков в этот конфликт.

Возвращение флота

Не принявшие новое большевистское правительство офицеры Балтийского флота были вынуждены покинуть корабли. Отсутствие опытных специалистов пагубно сказалось на положении дел.

Первый отряд кораблей 12 марта отправился в Кронштадт и благополучно прибыл. Многие из оставшихся машин находились в технически неисправном состоянии, но промедление было подобно смерти. Ремонт проводился офицерами в экстренном порядке, чтобы они успели покинуть приютивший их город, который уже находился под контролем немцев.

(Броненосный крейсер «Рюрик» после тяжелейшего перехода)
(Броненосный крейсер «Рюрик» после тяжелейшего перехода)

Премьер-министр Финляндии и сенатор коварно, по фальшивым документам, вывели ледоколы в море, а затем, подняв финский флаг и арестовав команду, увели их в уже немецкий Ревель. Без помощи ледоколов выход российского флота значительно осложнялся.

Но выбора не оставалось - и второй отряд лег на курс. Первый ледокол тоже еще не вернулся, а путь среди льдов пробивали линейные корабли. Когда все же «Ермак» вышел навстречу своим, то попал под обстрел немцев. Однако цель была достигнута, и второй отряд боевых машин вернулся без потерь.(Капитан 1 Ранга Алексей Щастный)

(Капитан 1 Ранга Алексей Щастный)
(Капитан 1 Ранга Алексей Щастный)

Третий и последний отряд под руководством капитана первого ранга А. Щастного вышел из порта Гельсингфорс 7-го апреля под обстрелом «дружественных» немцев. Все судна прибыли домой в целостности.

Впоследствии командира обвинили в контрреволюционных взглядах и расстреляли. Увы, настало время других героев.