Трижды герой Советского Союза. «Achtung! Achtung! Pokryschkin ist in der Luft!»

30.03.2018
Подписывайся на наш канал и ставь лайк, чтобы видеть похожие публикации в своей ленте.

Александр Иванович Покрышкин считается вторым по результативности РККА в годы Великой Отечественной войны. Официально на его счету 59 сбитых немецких самолетов, и ещё 6 самолетов были уничтожены при действиях в группе. На самом же деле, согласно воспоминаниям сослуживцев Покрышкина, эта цифра намного больше – около 90 сбитых противников. Все дело в том, что среди летчиков его эскадрильи очень ценилось боевое братство и для того, чтобы стимулировать других пилотов, Покрышкин часто записывал трофеи на счет своих ведомых, за что пользовался невероятным уважением среди однополчан, готовых идти за него «в огонь и воду».

Боевая биография

Свой боевой путь Покрышкин начал ещё в начале войны, в 1941 году, в условиях практически тотального доминирования люфтваффе в воздухе. Во-первых, немецкие летчики имели гораздо более высокий уровень подготовки, нежели советские пилоты и реальный боевой опыт, полученный в Испании, Франции, Польше, Голландии. Во-вторых, основным истребителем люфтваффе был знаменитый «Мессершмитт» Bf.109, который превосходил по всем параметрам массовые И-16 и И-153, состоящие на вооружении РККА. Новые модели истребителей, такие, как Як-1 и МиГ-3, на которых, кстати, и летал сначала Покрышкин, были не только сложны в пилотировании, но и недостаточно освоены пилотами, не умевшими использовать сильные стороны этого самолета: в частности, высокую скорость и отличную маневренность на большой высоте.

Александр Иванович Покрышкин после боевого вылета
Александр Иванович Покрышкин после боевого вылета

В итоге в самом начале войны люфтваффе потеряло около 1300 самолетов, но это слишком дорого обошлось советским пилотам. Из - за ошибок командования, устаревшей тактики и недостаточной освоенности техники, советские ВВС потеряли почти 8000 машин и около ¾ опытных летчиков. 1941-1942 годы были самыми сложными для советских пилотов, и поэтому Покрышкин вполне заслуженно снисходительно относился к тому же Кожедубу, который начал воевать с 1943 года, причем сразу на Ла-5 (простом, но мощно вооруженном, скоростном и маневренном истребителе, не уступавшим немецким Bf.109G-2).

Achtung! Achtung! Pokryschkin ist in der Luft!

Именно в 1941 году Александр Иванович осознал, что нужно не только менять материальную часть истребительных эскадрилий – нужна качественно новая тактика. Именно он разработал так называемые качели – тактический прием воздушного боя, заключающийся в использовании сильных сторон самолетов МиГ-3, стоявших тогда на вооружении 16-ого истребительного полка, в составе которого и воевал Покрышкин. Этот прием заключался в том, что истребитель быстро набирал высоту, затем в пикировании стремительно атаковал, после чего снова набирал высоту. Также Александр Иванович является одним из авторов «кубанской этажерки» – построения истребителей, открывающего очень большое пространство для маневра и при этом обеспечивающего защиту от внезапного нападения противника.

После перевооружения полка в конце 1942 года «ленд-лизовскими» P-39 Aerocobra, Покрышкин до конца войны стал летать именно на этом истребителе. На нем он записал на свой счет 48 побед! К 1943 году слава Покрышкина уже гремела по всему Северо-Кавказскому фронту. Когда немцам становилось известно о том, что в воздухе находятся истребители 16-ого полка, немецких пилотов предупреждали об этом фразой: «Achtung! Achtung! Pokryschkin ist in der Luft!». Специально для противодействия успешным действиям советских асов на Северо-Кавказское направление была переброшена легендарная немецкая эскадра JG52, в составе которой воевали такие знаменитые асы, как Эрих Хартманн, Герхард Баркхон и Гюнтер Ралль, чей послужной список составляет 928 сбитых самолетов на троих. Тем не менее, летчикам 16-ой эскадрильи и Покрышкину так и не довелось встретиться со своими титулованными соперниками.

Награды

Свою первую «Звезду Героя» летчик получил в апреле 1943 года – за месяц летчик сумел подбить 10 вражеских самолетов. Через несколько месяцев, в конце августа 1943 года, он стал дважды Героем – во время битвы за Кубань Покрышкин записал на свой счет 22 самолета люфтваффе, а его подопечные также показали очень высокую результативность.

В 1944 году командование предложило асу заняться подготовкой новых пилотов, но, как настоящий боевой летчик, Покрышкин предпочел остаться на фронте, поэтому он был поставлен во главе своего легендарного 16-ого истребительного авиаполка, получившего к тому времени звание гвардейского. В июне 1944 года он принял командование 9-ой гвардейской авиационной дивизией, но все равно продолжил летать, хотя и намного реже. 19 августа 1944 года он стал первым трижды Героем Советского Союза.

Свой последний боевой вылет Александр Покрышкин произвел 30 апреля 1945 года, а всего с 1941 года он совершил свыше 650 боевых вылетов и участвовал в 156 воздушных боях. Помимо множества орденов и медалей, Покрышкин – один из двадцати советских военнослужащих, награжденных почетной американской медалью «За военные заслуги», которая является второй по старшинству среди наград армии США.