Банковские автоинформаторы могут рассказать о ваших счетах мошенникам

1,5k full reads
3,2k story viewsUnique page visitors
1,5k read the story to the endThat's 48% of the total page views
2,5 minutes — average reading time
Банковские автоинформаторы могут рассказать о ваших счетах мошенникам

Помните, некоторое время назад рассказывали о случаях мошенничества, когда мошенники при звонке клиенту подменяли свой номер, и клиент был уверен, что ему действительно позвонили из банка? Поскольку, при этом клиенту сообщались данные о последних операциях, остатке на карте и т.д., то немногие могли заподозрить подвох.

Больше всего, когда я читал об этом виде мошенничества, меня удивляло то, что мошенники были хорошо осведомлены о картах клиента. Мне трудно поверить, что база данных банка попала в руки мошенников.

Но, похоже, ситуация разъяснилась. Издание Коммерсант пишет, что источником утечки могут быть банковские автоинформаторы.

Что такое автоинформатор

Автоинформатор — это сервис, который позволяет клиенту получить определённые сведения по своему счёту. Обычно, это остаток средств на счете и информация о последних операциях. Первые автоинформаторы подключались в виде отдельной услуги и предназначались в первую очередь для юридических лиц.

Чтобы узнать остаток средств на расчётном счете руководитель или бухгалтер предприятия звонили в банк и набирали на телефоне специальный код. После этого «робот» сообщал клиентам требуемую информацию, а ещё мог поведать ещё о чем-нибудь, например, о курсах валют или режиме работы.

С развитием технологий, автоинформаторы стали доступны и частным лицам. Сейчас, если вы звоните в банк, то сначала вы попадете в голосовое меню, а потом если очень сильно постараетесь — получите возможность пообщаться с оператором.

Я не часто звоню в службу поддержки банка, но хорошо помню, как лет пять или шесть назад, позвонил в один банк, и меня тут же назвали по имени. Меня это даже смутило поначалу, — я ведь ещё не представился. Но потом, я к этому привык, и уже не удивляюсь, когда при звонке в банк меня сразу «узнают».

Но именно здесь и появляется нежелательный «побочный эффект».

Как мошенники могут узнать ваши данные по телефону

Если злоумышленник может подставить номер банка, когда звонит клиенту, то ему ничто не помешает подставить номер клиента при звонке в банк. Банк будет уверен, что ему звоните именно вы. И самого факта, что звонок совершён с вашего номера достаточно, чтобы предоставить звонящему некоторую информацию.

В разных банках перечень доступных сведений разный. Клиент может узнать баланс карты и задолженности по кредиту, уточнить состояние заявки на кредит и даже сменить пин-код.

Злоумышленник, совершивший звонок с подменой номера, тоже сможет это сделать. А потом воспользуется полученной информацией при звонке клиенту.

Вообще, можно надеяться на то, что банки наведут порядок и будут либо предоставлять возможность идентификации по номеру телефона в виде отдельного сервиса, либо будут использоваться дополнительные коды. Тем более, что и Центральный банк уже выразил недовольство возможностью разглашения банковской тайны:

До сообщения любой информации о счетах и операциях по ним банк обязан провести идентификацию позвонившего с учетом требований, предусмотренных действующим законодательством и договором с клиентом.

Как обезопасить себя от подобного мошенничества

Вообще, мне не хотелось бы нагнетать панику или пугать вас. Нужно понимать, что не во всех банках можно получить информацию таким образом. И неизвестно, насколько широко распространён такой способ мошенничества.

В любом случае, при общении с банками по телефону нужно помнить, что сотрудникам банка никогда не потребуется спрашивать у вас: номер карты полностью (как правило, достаточно последних четырёх цифр), код CVV2 или пин-код.

Никогда не сообщайте по телефону номер карты, кодовое слово, и любых кодов, в т.ч. пришедших по SMS, и даже собственное ФИО, если банк позвонил вам первым.

Даже если вы ждёте звонка из банка, не стесняйтесь сказать, что вы не доверяете входящему звонку, но готовы перезвонить. Спросите имя сотрудника и внутренний номер телефона, чтобы связаться с ним. И сбрасывайте звонок. Перезвоните на номер телефона, который указан в договоре или написан на обратной стороне карты и попросите соединить с нужным специалистом.