ЦБ придумал, как открывать счета во время самоизоляции. Почему банки вряд ли этим воспользуются

497 full reads
956 story viewsUnique page visitors
497 read the story to the endThat's 52% of the total page views
1 minute — average reading time

Самоизоляция полностью поменяла, если не жизнь, то, по крайней мере, взгляд на многие вещи.

Оказалось, можно не только заказывать пиццу с доставкой, но и работать и учиться, не выходя из дома. Только счёт в банке так открыть не получится.

ЦБ решил облегчить жизнь клиентам банка и позаботился о том, чтобы они смогли открывать счета удалённо.

Как ЦБ видит возможность удалённого открытия счетов

Для того чтобы банки смогли открывать счета удалённо, ЦБ пообещал не наказывать банки, если счет был открыть клиенту без его личного присутствия в период с 6 aпpeля по 1 июля.

Банкам, по сути, разрешили нарушать знаменитый «антиотмывочный» закон 115-ФЗ, в той части, где для открытия счёта необходимо личное присутствие клиентов.

Это относится не ко всем счетам, а только к тем, которые открываются для получения или совершения «социально значимых платежей».

К таким платежам относятся: алименты, пенсии, стипендии, иные социальные выплаты, страховые возмещения, платежи по ипотечным кредитам.

В банках должны бы обрадоваться возможности открывать счета удалённо. Фото. PИA Hoвocmu.
В банках должны бы обрадоваться возможности открывать счета удалённо. Фото. PИA Hoвocmu.
В банках должны бы обрадоваться возможности открывать счета удалённо. Фото. PИA Hoвocmu.

ЦБ предполагает, что банки за это время таки или иначе смогут обеспечить явку клиента, и провести его идентификацию. Это банки, должны будут отразить в договоре.

Если счета, при этом будут открыты с использованием недостоверных данных, то «послабление» не будет действовать.

Банки вряд ли согласятся открывать счета на таких условиях

На мой взгляд, у обещания «временно не наказывать» есть некая форма отсроченного обещания наказать. И я вижу сразу несколько последствий, которые банкам явно не понравятся:

  • Что будет, если клиент не придётся лично в банк по окончании этого периода? Счёт клиенту, конечно, можно заблокировать, но при проверке всё равно выяснится, что счёт открыт непонятно кому.
  • Под видом желания получать и отправлять «социально значимые платежи» счета могут быть открыты обнальщиками, которые будут получать «алименты» из фирм-однодневок.
  • Процедура проверки данных никак не регламентирована ЦБ, т.е. если выяснится, что счёт открыт на чужое имя, то крайним останется банк.

Получается, что банки пообещали не наказывать, но если что-то пойдёт не так, их всё равно накажут.

Учитывая, что закон 115-ФЗ — это главная страшилка для банков, из-за нарушения этого закон банк может лишиться лицензии, то вряд ли банки рискнут лишний раз нарушать этот закон.

На мой взгляд, самый логичный способ — это использование удалённой идентификации с помощью Единой биометрической системы. Собирали же банки для чего-то всю эту биометрию?

Сделать это просто — нужно отметить или значительно снизить плату за осуществление процедуры идентификации клиента, взимаемую Ростелекомом. И рекомендовать (а может даже, и обязать, учитывая опыт внедрения Системы быстрых платежей) крупным банком начать использование удалённой идентификации.

Рекомендую прочитать

Почему банки собирают биометрию, а сами её не используют?

А про самозанятых забыли? На какую поддержку может рассчитывать самозанятый в самоизоляции