Что делать, если оплата картой не прошла, а деньги списали?

10k full reads
16k story viewsUnique page visitors
10k read the story to the endThat's 65% of the total page views
1,5 minute — average reading time
Что делать, если оплата картой не прошла, а деньги списали?

На днях я оплачивал покупку в магазине картой. Всё происходило, как обычно: приложил телефон, полюбовался на подтверждение на экране телефона.

А потом терминал завис.

Продавец прокомментировала ситуацию: «Нет связи», а потом стала считать попытки терминала восстановить связь: «Вторая попытка… Третья…».

Чтобы не скучать, я заглянул в приложение банка и увидел, что деньги с карты уже списаны.

Терминал так с банком не связался, а это значило, что покупки мне не видать. Сам, ведь, когда-то учил кассиров и продавцов: «Нет чека — нет товара».

Наличных с собой не было, я забыл кошелёк дома, поэтому оставалось только попытаться расплатиться картой-телефоном ещё раз.

На мою просьбу продавец попросила меня подождать и перезагрузила терминал. Когда он загрузился, то снова начал связываться с банком.

Вторая попытка оплаты прошла успешно — деньги были списаны, я получил свою покупку.

И, конечно, я ещё раз перепроверил выписку в онлайн-банке — первой операции там уже не было!

Ура! После загрузки терминал отправил в банк информацию о том, что предыдущая операция была не завершена и деньги вернулись на карту.

Только так бывает не всегда.

Деньги списаны, а чека нет

Как я уже упомянул, для продавца главным критерием того, что операция по карте прошла успешно, является распечатанный чек.

Если чек не распечатался, значит, произошла какая-то ошибка, и товар отдавать нельзя.

Причина может быть разной. Самая банальная — закончилась чековая лента. Но в этом случае, или если произошло замятие бумаги, продавцы просто меняют бумагу и печатают копию последнего чека.

Распечатка чека — это самый последний этап в процессе оплаты, а сама процедура происходит (упрощенно) так:

  • Терминал устанавливает связь со своим банком и отправляет информацию о планируемой операции (информация о карте, о магазине и о самой операции).
  • Банк-эквайер (банк, установивший терминал) через платёжную систему сообщает об этом в банк-эмитент (банк, выпустивший карту).
  • Банк-эмитент проверяет, достаточно ли средств на карте и блокирует их — уменьшает сумму доступного лимита и сообщает об этом банку-эквайеру.
В этот момент, хотя операция ещё не завершена, вам может прилететь SMS о списании средств.
В этот момент, хотя операция ещё не завершена, вам может прилететь SMS о списании средств.
В этот момент, хотя операция ещё не завершена, вам может прилететь SMS о списании средств.
  • Банк-эквайер даёт команду терминалу распечатать чек.

После этого продавец передаёт чек и покупку покупателю и «граждане довольные расходятся по домам».

Если терминал не получит подтверждения о том, что на карте есть деньги, то возникнет та самая ситуация, с которой столкнулся я.

При этом деньги не всегда возвращаются на карту сразу. Связь может и не восстановиться или возникнут ещё какие-то проблемы и придётся думать о том, как вернуть зависшие деньги.

Как вернуть деньги по неуспешной операции

Держателям карт, столкнувшимся с такой ситуацией, часто приходится ждать несколько дней, пока деньги вернутся на карту. А в особо запущенных случаях (и банках) срок возврата может достигать месяца.

Поэтому если вы оказались в такой ситуации, то советы будут такими:

  • Подождите 2-3 дня, деньги могут вернуться.
  • После этого обратитесь в банк. Вас могут попросить написать заявление с описанием ситуации, но скорее всего, просто сориентируют по срокам возврата.

Чаще всего этого достаточно.

Но иногда деньги всё-таки списываются со счёта. И тогда без заявления в банк о несогласии с операцией не обойтись.

Радует то, что в реальности такие ситуации возникают очень редко.

Рекомендую прочитать

Почему банки отправляют SMS „транслитом“ — vot tak?

Продавец в магазине просит отправить деньги на карту — соглашаться или нет?