Диалог с мошенником: рассказываю, как решал проблему подозрительных звонков «из банка»

Диалог с мошенником: рассказываю, как решал проблему подозрительных звонков «из банка»

Недавно мне позвонили из банка. Ну как из банка, из «СберБанка» — подчеркну, что название взято в кавычки.

«Игорь, здравствуйте!» — звонивший говорил уверенно, так, словно общался со мной не первый раз. — «Я технический специалист СберБанка, и мы зафиксировали подозрительный вход в ваш СберБанк Онлайн из Омска».

Меня охватили противоречивые чувства.

Меня зовут Игорь, у меня есть карта СберБанка, я пользуюсь мобильным банком и, при этом, я никогда в жизни не был в Омске. Но осознание того, что это наверняка звонят мошенники, побуждало просто прервать разговор.

Внезапно ситуация показалась абсурдной, и я не сдержал смеха.

Звонивший что-то мне говорил, но я его даже не слышал. Отсмеявшись, я успел уловить лишь обиженное: «Очень смешно», — после чего он повесил трубку.

Эта откровенная обида меня немного смутила — вдруг звонок действительно был из банка? Поэтому я направился на сайт Сбера и проверил номер телефона, с которого поступил звонок.

Номер числится в базе как небезопасный. Значит, что на него уже жаловались, а мой смех сократил моё общение с мошенником. Оно и к лучшему!

Вся эта история могла быть гораздо короче, если бы я сразу правильно настроил мобильное приложение банка.

Особенности настроек безопасности в приложении СберБанк Онлайн

В приложении СберБанк Онлайн можно прочитать статьи, посвященные кибербезопасности. Они находятся в «Диалогах» на канале «Осторожно, мошенники!». В разделе «Не дайте себя обмануть» можно пройти тесты и проверить собственную готовность к уловкам злоумышленников (оказалось, что я почти ничего не знаю о мошенничествах с анкетированием) .

И очень важно не пройти мимо настроек безопасности в приложении:

Ограничение доступа к счетам и вкладам , так чтобы операции по ним можно было совершать только в отделении банка. Эта опция поможет «спрятать вклад», воспользоваться им будет можно только так, как разрешили вы.

Так выглядит «скрытие вклада» в настройках вклада
Так выглядит «скрытие вклада» в настройках вклада
Так выглядит «скрытие вклада» в настройках вклада
  • Установка суточного лимита на переводы и платежи в СберБанк Онлайн — установив лимит, вы будете уверены, что больше этой суммы перевести в течение дня не получится.
  • Проверка телефона и адреса электронной почты в «утёкших» базах данных . Если ваша почта и пароли там обнаружатся, то вы поймёте, что необходимо сменить пароли. А если будет выявлен ваш телефон, то вы поймёте, что потенциально вам могут звонить мошенники.
Нужно проверить телефон и почту и включить проверку входящих звонков ▶▶▶
  • Новая и замечательная функция — предупреждение о подозрительных звонках . Эта фишка появилась в приложении недавно, и если бы я включил её сразу, то, увидев предупреждение, даже не стал бы отвечать на звонок.

Я давно поглядывал в сторону приложений, которые предупреждают о подозрительных звонках. Но меня всегда смущало то, что анализом звонков будут заниматься приложения от малоизвестных разработчиков. Как они распорядятся информацией о моих звонках?

Банк заинтересован в том, чтобы клиенты не общались с мошенниками — это очень понятная мотивация, и поэтому я со спокойной душой включил проверку входящих звонков.

Советую вам поступить так же — настройте приложение. А если оно у вас ещё не стоит (и у вас есть карта СберБанка), то можете установить и зарегистрироваться в нём — это просто.