Я работал в банке «Первомайский», у которого отозвали лицензию

5,8k full reads
7,6k story viewsUnique page visitors
5,8k read the story to the endThat's 77% of the total page views
4 minutes — average reading time
Я работал в банке «Первомайский», у которого отозвали лицензию
Я работал в банке «Первомайский», у которого отозвали лицензию

23 ноября у банка «Первомайский» отозвали лицензию. Мне довелось там поработать некоторое время, поэтому новость об отзыве лицензии именно у этого банка, я воспринял, как личную.

И поэтому хочу немного рассказать об этом банке.

„Мышь жива, пока она быстрее льва“ — девиз банка Первомайский, у которого отозвали лицензию

Эта фраза была своеобразными девизом банка. Вкладывали в неё вот такой смысл: банк «Первомайский» — не самый крупный банк, поэтому даже не будет пытаться конкурировать с большими федеральными банками на их территории. При этом банк должен быть очень активным, постоянно искать новых клиентов, активно работать с существующими клиентами, придумывать новые финансовые продукты.

Финансирование крупных проектов, больших предприятий, когда на согласование проекта уйдёт куча времени — банку неинтересны. Основной клиент банка — это малый бизнес и предприниматели, которые не избалованы лояльностью крупных банков, которые будут счастливы, если какой-то банк отнесётся к ним всерьёз.

Чуть ли ни самый первый день работы в банке я провёл на каком-то мероприятии для малого бизнеса, организованном местной администрацией. Другие банки отправляют на такие мероприятия кредитчиков, которые воспринимают их как возможность отдохнуть, попить кофе в буфете и т. п. Поэтому, для меня не было удивлением, что вместе со мной напросилось поехать ещё несколько человек. Но удивило меня то, что они делали на этом мероприятии. Они успели побеседовать чуть ли ни со всеми посетителями, проконсультировать и собрать телефоны потенциальных клиентов. Безумнейший контраст с мальчиками и девочками из других банков, которые красиво беседовали друг с другом и огорчались, когда к ним кто-то обращался с вопросом.

Чем запомнился мне банк, как бывшему сотруднику

Это банк был не похож ни на что. Там можно было очень быстро сделать карьеру, и так же быстро вылететь с должности. Просиживать штаны тут никому не давали.

Самое интересное было в принципе внутреннего хозрасчёта, который применялся в банке. Суть его заключалась в том, каждое подразделение рассматривалось как небольшой бизнес, который должен зарабатывать деньги.

Допустим, кредитный отдел выдал кредит — заработал деньги банку, а часть денег шла на премии сотрудникам. Отдел обслуживания юрлиц наоткрывал счетов предприятиям, которые заплатили комиссию за расчетно-кассовое обслуживание — банк получил доход, часть которого пошёл в пользу отдела обслуживания юридических лиц. Но как быть, допустим с программистами? Или другими отделами, которые явно не зарабатывают деньги? Все это было учтено, правилами внутренних расчётов. Грубо говоря, если сотрудник забыл пароль, а программист ему восстанавливал, то отдел программистов выставлял потом счет отделу, в котором работал сотрудник.

Помню, когда я узнал обо всём этом, мне было жутко интересно. Подобной системы отношений нет ни в одном банке. Но на практике, для меня это оказалось проблемой. За время работы в банках, я перебывал на разных должностях, у меня был определённый опыт, и поэтому считал нормальным, что ко мне обращаются за консультацией сотрудники других отделов. Здесь за это надо было «брать деньги». При этом, кроме обязанности выполнять какие-то работы были закреплены планами (допустим, отделу продаж привлечь определённое число клиентов), и если планы не выполнялись, то один отдел мог оштрафовать другой в свою пользу.

В итоге, без премии мог остаться целый отдел. Тогда как другой, тоже не выполнивший план, получал премию за счёт первого.

Для меня такое положение дел оказалось неприемлемым, и я ушёл из банка при первой возможности. Но, подчеркну, это именно потому, что я пришёл в банк со своим багажом опыта и сформировавшимся мировоззрением. Новички, которые не знали как это бывает в других банках, быстро привыкали к особенностям банка и отлично себя чувствовали.

Кузница кадров

Что ещё очень удивляло в этом банке — это наличие отдельного учебного центра. Каждый сотрудник, устраиваясь на работу, уезжал в командировку, где постигал азы будущей работы. Это, безусловно, значительно лучше того, как обучение новых сотрудников происходит в других банках — силами коллег без отрыва от производства.

Через какое-то время я понял, зачем это сделано. Дело в том, что в банке была большая текучка. Люди приходили, обучались, работали и увольнялись. Или их увольняли. Кому-то, как и мне, была противна идея внутреннего хозрасчёта, а кто-то не мог привыкнуть к ритму, который очень сильно отличался от размеренной жизни в других банках (Я представляю, как возмутятся сотрудники других банков: о какой размеренной жизни идёт речь?! Поспешу заверить: по сравнению с «Первомайским», в остальных банках всё довольно ровно и спокойно).

Но самое главное, в банке применялся принцип «Прошлых заслуг нет». Т.е. если человек на протяжении нескольких лет давал отличный результат, а потом что-то произошло и он сдал позиции, то его могли легко уволить, не обращая внимания на то, что он успел сделать для банка. Это было второй причиной моего увольнения. Я увидел как легко уволили несколько человек, которые в предыдущие периоды работали просто отлично. Я понял, что в любой момент времени, если не окажусь достаточно изворотливым, чтобы перекинуть свои проблемы на подчинённых, пойду вслед за ними.

Уволенные сотрудники, попадая в другой банк, оказывались на голову выше более опытных коллег. Они просто привыкли работать в другом ритме и они продолжали в нём жить, уволившись из банков.

Я знаю бывших сотрудников «Первомайского», которые сейчас работают управляющими в других банках или отлично чувствуют себя в виде предпринимателей и собственников бизнеса.

На чём покололся банк

Если посмотреть официальные причины отзыва лицензии, то там указано, что:

  • 40% кредитного портфеля было просрочено, при этом банк не создавал соответствующие резервы.
  • Нарушение законодательство об отмывании доходов.

Подробности мне неизвестны, но перефразируя поговорку, бывшую девизом банка «Первомайский», скажу: Слон (ЦБ) оказался проворней мыши. И,честно говоря, жаль.

Если вы были клиентом банка Первомайский, то загляните сейчас на сайт банка (там опубликована официальная информация, связанная с отзывом лицензии), и прочитайте статью „Что делать, если закрылся ваш банк“.

P.S. Желаю сотрудникам банка «Первомайский» побыстрее найти себе новую работу.

Друзья, ставьте лайк, чтобы порекомендовать эту статью другим читателям; и подпишитесь на канал, чтобы не пропустить следующей публикации.