Какие „галочки“ лишние или с чем не нужно соглашаться, подписывая заявление в банке

13k full reads
18k story viewsUnique page visitors
13k read the story to the endThat's 76% of the total page views
2 minutes — average reading time
Какие „галочки“ лишние или с чем не нужно соглашаться, подписывая заявление в банке

Недавно оформлял карту в банке. Название банка не имеет значения, похожий подход применяется сейчас во многих банках, поэтому лучше говорить о сути.

В ходе оформления мне предложили подписать документ, озаглавленный «Единая форма согласия».

Документ представляет собой «простыню» на трёх листах, в которых написано, с чем соглашается подписавшийся клиент. Все галочки заранее расставлены.

Такой подход действует во многих банках. Документ может называться по-разному, где-то он называется «Согласие на предоставление и обработку персональных данных», а где-то включён в состав заявления на оформление карты.

Суть от этого не меняется — вам предлагают согласиться с набором условий. Кажется, что выбора особого и нет — можно либо подписать документ, либо нет, ведь «галочки» уже расставлены. Но в действительности выбор есть.

Что делать, если вам предлагают подписать документ с расставленными галочками

Я обычно поступаю так. Внимательно изучаю документ, и ручкой начинаю отмечать галочки напротив «Не согласен», «Не выражаю согласие» и т.п.

Реакция сотрудников банка после этого может быть разная.

Где-то могут просто напечатать новый документ, с уже корректно проставленными галочками.

Где-то с вами начнут спорить, убеждая вас, что вот без этих согласий вам никто не откроет карту, счёт и т.д.

С одной стороны, это действительно так. С некоторыми пунктами нужно всё-таки согласиться, согласие с другими может оказаться не лишним, но есть и пункты, с которыми я не соглашусь никогда.

С чем нужно и можно согласиться в банке

Без согласия на предоставление и обработку персональных данных банк вас обслужить не может. Не поставили галочку — банк с вами прощается.

Иногда также не получится отказаться от предоставления биометрии — некоторые банки фотографируют клиентов при каждом посещении банка, так организована процедура идентификации клиентов.

С этим можно спорить, с этим можно не соглашаться, но по факту ситуация такова, что без фотографирования вас не обслужат, а значит вы либо соглашаетесь с передачей биометрических данных, либо идёте в другой банк.

Отдельно банки могут запрашивать информацию у операторов связи и спрашивают соответствующее согласие.

Благодаря этому банк может узнать, что у номера телефона сменился владелец или была выпущена новая SIM-карта и т.п. Эта информация нужна для безопасности, ведь номер телефона сейчас используется в качестве универсального способа подтверждения входа в интернет-банк, отправку перевода и т.п.

Согласие на составление банком расчётных документов от вашего имени. Это необходимое условие — без него банк не сможет, например, обеспечить работу вашей карты, если вы что-то купите в магазине, списать комиссию за какие-то услуги и т.п.

С чем можно не соглашаться

  • Получение банком информации из бюро кредитных историй. Если вы не берёте кредит, то такие запросы нужны банку только для того, чтобы предлагать вам кредиты.
  • Передача информации аутсорсинговым колл-центрам. Обычно сторонние колл-центры осуществляют опросы клиентов или рекламный обзвон.
  • Отдельным пунктом может статья передача аутсорсинговым колл-центрам информации, содержащей банковскую тайну. Цель такая же, просто в этом случае рекламные предложения будут более адресными, а операторы колл-центров будут лучше подготовлены для разговора с вами.
  • Согласие на направление банком коммерческих предложений — это рекламные звонки и рассылки по электронной почте и SMS.

Что делать если банк не согласен с вашими несогласиями

Надо настаивать. Выяснить, почему банк не может обслуживать вас без согласия, например, с рекламными рассылками и звонками.

Скорее всего окажется, что в конкретном документе ничего поменять нельзя, но при этом после подписи  документа вам смогут предложить второй — заявление, в котором вы отказываетесь от всего, с чем согласились в начале.

Это вполне приемлемый вариант, хотя он говорит не столько о том, как работает банк, сколько о компетенции сотрудников — как научили, как привыкли, так и работают.

Рекомендую прочитать

Сбербанк ограничил мне карту и просит перевыпустить. Почему я не буду этого делать

Как зайти в личный кабинет банка и не остаться без денег