Можно ли удалить из банка свои персональные данные? — не сразу и не все

6,9k full reads
11k story viewsUnique page visitors
6,9k read the story to the endThat's 59% of the total page views
2 minutes — average reading time

Недавно мне задали любопытный вопрос, на который я не смог ответить однозначно:

«Если написать в банк заявление с требованием удалить персональные данные — он удалит их или нет?»

Сразу скажу, мне ни разу не попадался клиент, который написал бы заявление с подобным требованием, и мне не приходилось решать этот вопрос на практике.

Но насколько я представляю, как устроена работа с анкетами клиентов в разных банках, могу сказать, что не всё так просто.

Банк не может просто взять и удалить персональные данные клиента

Мне кажется, очевидно, что для действующего клиента банка, удалить персональные данные из банка в принципе не возможно. У клиента заключен договор с банком, и чтобы банк его выполнял, ему нужны персональные данные.

Но что будет, если вы погасили все кредиты, закрыли все-все-все счета и потребовали у банка удалить персональные данные?

Возможно, вас не поймут, но могут просто принять заявление. Не удивляйтесь, если первым препятствием на то, чтобы написать такое заявление будет сотрудник банка. В зависимости от степени «клиентоориентированности», вам могут рассказать, что это невозможно, что нет бланка и т.п. Но я знаю, как минимум, один банк, где вам наоборот предложат даже бланк соответствующего заявления.

В общем, задача минимум — чтобы у вас приняли заявление.

Вас попросят прийти «потом» — лет через пять. Дело в том, что ЦБ в положении об идентификации банками клиентов (№499-П от 15.10.2015 г.), требует, чтобы анкета клиента хранилась не менее пяти лет после того, как был закрыт последний договор. А значит, прямо сейчас, по требованию клиента, банк ничего удалить не может.

Кадр из фильма „Назад в будущее 2“. Главный герой получает письмо, отправленной 70 лет назад.
Кадр из фильма „Назад в будущее 2“. Главный герой получает письмо, отправленной 70 лет назад.
Кадр из фильма „Назад в будущее 2“. Главный герой получает письмо, отправленной 70 лет назад.

При этом никто в банке не возьмёт на себя обязательство исполнить что-то через пять лет. Это только в фильме «Назад в будущее» компания Western Union готова доставить письмо через 70 лет, в банках таким чудесам пока не научились.

Поэтому, если вы были клиентом банка в течение последних 5 лет, то на своё требование вы получите отказ.

Ваши персональные данные… не удалят. Допустим, прошли годы, и вы снова обратились с заявлением в банк. Вам предоставили ответ, что всё удалено.

Бумажные документы (договоры, копии документов и т.п.) к этому моменту будут удалены и без вашего заявления — сначала их отправили в архив, а когда истёк срок хранения, их уничтожили.

А вот с информацией в автоматизированной банковской системе (АБС) может быть немного иначе. По вашему заявлению ваша анкета, скорее всего, будет обезличена — ваше имя, и прочие данные будут скрыты.

Это значит, что информация об операциях по вашим счетам сохранится, просто не будет понятно, что эти счета принадлежат вам.

Обычные сотрудники не видят удалённые данные. Зато их видят администраторы системы и, если потребуется, смогут их восстановить.

Раньше в офисах банков уничтожали документы самостоятельно с помощью уничтожителей бумаги (шредеров). Сейчас хранение документов и их уничтожение происходит централизованно.
Раньше в офисах банков уничтожали документы самостоятельно с помощью уничтожителей бумаги (шредеров). Сейчас хранение документов и их уничтожение происходит централизованно.
Раньше в офисах банков уничтожали документы самостоятельно с помощью уничтожителей бумаги (шредеров). Сейчас хранение документов и их уничтожение происходит централизованно.

Помимо этого персональные данные могут оказаться в самых неожиданных местах. Кроме АБС, в банке могут быть списки, которые с ней не связаны. Это может быть всё что угодно: внутренний телефонный справочник, записная книжка в корпоративном телефоне, письмо в электронной почте, копии сканированных документов на файловом сервере…

В общем, я бы не рассчитывал на то, что после заявления об удалении персональных данных, банк забудет всё, что о вас знал.

Но может это и не страшно? Часто люди пытаются добиться чего-то другого.

Что можно потребовать от банка вместо удаления персональных данных

Предположим, вы ещё не закрыли счета или с момента закрытия всех счетов ещё не прошло пять лет. Да, добиться, удаления данных вы пока не сможете. Но вы можете запретить банку выполнять определённые действия.

Запросите у банка сведения о том, какие персональные данные у банка и как он ими распоряжается. По сути, это всё было перечислено в заявлении, которое вы когда-то подписывали.

Такое заявление может включать много неожиданных вещей — от отправки рекламных сообщений, до проверки вашей кредитной истории в бюро кредитных историй.

Вот от этих дополнительных «услуг» можно отказаться, не удаляя свои персональные данные из банка.

Рекомендую прочитать

С чем вы соглашаетесь, подписывая заявление на банковскую карту — можно ли отказаться?

Зачем сотрудники банка „потрошат“ ваши паспорта (ни один паспорт не пострадал)