„Наличные с покупкой“. Зачем эта услуга банкам, и нужна ли она вам?

2k full reads
2,9k story viewsUnique page visitors
2k read the story to the endThat's 70% of the total page views
3 minutes — average reading time
„Наличные с покупкой“. Зачем эта услуга банкам, и нужна ли она вам?

Когда я занимался установкой терминалов в магазинах, то важным пунктом обучения кассиров-продавцов была фраза: «Если операция производится с использованием банковской карты, то ни в коем случае нельзя возвращать клиенту деньги в виде наличных».

На терминале есть функция отмены операции и даже возврата части суммы, поэтому если с карты случайно были списаны, если товар вернули, то выдавать наличку клиенту нельзя. Нужно вернуть деньги на карту.

Объяснялось это несколькими моментами:

  • Банк берёт с каждой операции комиссию. И если магазин выдаст клиенту наличные, то непонятно, как это будет урегулировано.
  • Кроме обычных карт существуют ещё и корпоративные — т. е. карты, выпускаемые для нужд предприятий. И если кассиры будут своевольно выдавать наличные по этим картам, то это приведёт к тому, что недобросовестные держатели корпоративных карт будут этим пользоваться.

И много лет этих причин хватало и всё было понятно: деньги получаем в банкомате или в банке, а в магазине картой оплачиваем покупки.

Но в прошлом году банко «Русский Стандарт» совместно с торговой сетью «Фасолб» реализовал пилотный проект, по снятию наличных с карт MasterCard, при совершении покупки в магазине. Другие банки тоже планируют приступить к реализации подобного сервиса. Visa тоже решила не отставать, и уже весной банки совместно с магазинами, смогут предлагать услуги выдачи наличных и для держателей карт этой платежной системы.

Что поменялось? Почему банки решили выдавать деньги в магазинах

Как я понимаю, непреодолимых причин для того, чтобы эта услуга появилась раньше — не было. Просто банки, развивая направление пластиковых карт решали задачи расширения сети обслуживания путём установки банкоматов и терминалов.

Сейчас банкоматов установлено очень много, а терминалов в магазинах ещё больше. Люди привыкли расплачиваться картами, и те, кто раньше снимал всю зарплату в банкомате, сейчас почти перестали ими пользоваться; банкоматы приносят меньше дохода, а где-то даже становятся убыточными.

Есть ещё один очень важный момент. Череда кризисов привела к тому, что уже на протяжении 10 лет банки занимаются оптимзиацией расходов: увольняют сотрудников, закрывают целые отделения и убирают банкоматы.

В общем, банкам дейтвительно выгодно передать функции по выдаче наличных в супермаркеты.

„Наличные с покупкой“. Зачем эта услуга банкам, и нужна ли она вам?

Нужен ли этот сервис покупателям? И есть ли какие-то риски?

Очевидно, что в некоторых ситуациях такая услуга может быть очень кстати. Например, на автозаправках, где не установлены банкоматы.

Но не нужно забывать, что эта услуга может приводить к определённым неудобствам и рискам:

  • Комиссия за выдачу наличных. Держатели карт стараются снимать деньги в банкомате своего банка. А вот знаете ли вы какой банк установил терминал в магазине, где вы расплачивались недавно? Если соберётесь снимать наличные, то нужно знать. Ведь практически все банки взимают комиссию за выдачу наличных в банкоматах другого банка.
  • Комиссия может быть выше, чем в банкомате. В перспективе, дополнительно к комиссии банка-эмитента может быть установлена комиссия за выдачу наличных в самой торговой точке. В пилотном проекте Русского Стандарта такого нет, то это не значит, что так будет всегда.
    Т.е. нужно будет уплатить комиссию своего банка и комиссию банка, установившего терминал.
  • Некомпетентность сотрудников. На вопрос «Какую комиссию берёт ваш банкомат по картам банка Х» не всегда могут грамотно ответить сотрудники банков (Увы!). Что говорить о продавце, у которого голова забита другими проблемами.
  • Недобросовестность сотрудников. Кто-то из покупателей расплатился фальшивой или рваной банкнотой? Выдача наличных — отличный способ избавиться от неё. А ещё можно списать с карты чуть больше, чем попросил клиент — кто в эти чеки заглядывает?
  • Недобросовестность руководителей торговой точки. С каждой покупки магазин платит комиссию. А выдавая на точке наличные комиссию платит клиент. Интересно, как быстро кому-то придёт в голову, оформлять покупку как выдачу наличных?

Ну и самое главное, я не уверен, что этот сервис сейчас будет достаточно востребован. К банкомату я сейчас хожу достаточно редко и порой даже выхожу без кошелька — ведь даже в соседней хлебной лавке можно совершить оплату с помощью телефона. И если там появится такой сервис, то я, конечно попробую снять наличные из любопытства. Один раз, не больше.

Друзья, ставьте лайк, чтобы порекомендовать эту статью другим читателям; и подпишитесь на канал, чтобы не пропустить следующую публикацию.