Почему банки собирают биометрию, а сами её не используют?

1,9k full reads
3,1k story viewsUnique page visitors
1,9k read the story to the endThat's 62% of the total page views
2 minutes — average reading time

Помните, я заинтересовался можно ли открыть в банке удалённо — без визита в банк? Тогда оказалось, что в лучшем случае можно рассчитывать на визит курьера, который принесёт карту и документы на подпись, и в большинстве банков надо будет посетить отделение хотя бы один раз.

Сбор биометрии осуществляется в 13,5 тыс. банковских офисов.
Сбор биометрии осуществляется в 13,5 тыс. банковских офисов.
Сбор биометрии осуществляется в 13,5 тыс. банковских офисов.

Я не нашёл ни один банк, который бы предоставлял услуги, используя удалённую идентификацию с помощью Единой биометрической системы.

Даже банки, которые собирают биометрические данные, не используют ЕБС для идентификации.

Такой вывод показался мне настолько неправдоподобным, что я решил всё-таки выяснить, существуют ли банки, которые используют удалённую идентификацию.

Начал с официальных источников — написал запрос в ЦБ.

Что удалось узнать в ЦБ и Ростелекоме

На мой запрос ЦБ ответил мне шаблонным ответом. Как иначе объяснить то, что я задавал вопрос «Какие банки обслуживают удалённо с помощью ЕБС?», а получил ответ на вопрос «В каких банках можно сдать биометрию?».

Меня это не устроило, и я написал ещё одно письмо в ЦБ, ответа на который так и не получил. Но на этом я не остановился. В первом письме была ссылка bio.rt.ru — это страница на сайте Ростелекома, посвящённая Единой биометрической системе.

Там можно найти информацию о том, где можно воспользоваться услугами, с помощью биометрической идентификации:

  • Тинькофф — дебетовая карта.
  • Почта банк — сберегательный счет.
  • ПСБ — накопительный счет, потребительский кредит.
  • Совкомбанк — карта рассрочки Халва.
  • Хоум кредит — техника в кредит, в различных магазинах.

Не сказал бы, что меня впечатлил это список, поэтому я написал в Ростелеком и спросил, полный ли он.

В ответе Ростелекома сказано, что список неполный и ещё будет обновляться.
В ответе Ростелекома сказано, что список неполный и ещё будет обновляться.
В ответе Ростелекома сказано, что список неполный и ещё будет обновляться.

Но даже этот короткий список не соответствует действительности!

Дело в том, что ещё при подготовке к предыдущей статье, я обзвонил десяток банков, и среди них все банки кроме ПСБ из списка Ростелекома.

Везде я получил ответ, что стать клиентом банка удалённо, без посещения банка или встречи с представителем-курьером, нельзя.

Сейчас я позвонил и в ПСБ. Ответ такой же. Оператор меня заверил, что информация на сайте Ростелекома не соответствует действительности.

Скриншот сайта банка ПСБ, не похоже на заглушку, https://ib.psbank.ru/identify/start
Скриншот сайта банка ПСБ, не похоже на заглушку, https://ib.psbank.ru/identify/start
Скриншот сайта банка ПСБ, не похоже на заглушку, https://ib.psbank.ru/identify/start

Но на сайте банка есть целый раздел посвящённый уадлённой идентификации. Неужели оператор меня обманул?

Думаю дело в том, что вряд ли этой услугой банка пользуются активно. Не удивлюсь, если я первый, обратившийся с таким вопросом.

А может и вообще не пользуются — вот что я увидел, попытавшись воспользоваться услугой.
А может и вообще не пользуются — вот что я увидел, попытавшись воспользоваться услугой.
А может и вообще не пользуются — вот что я увидел, попытавшись воспользоваться услугой.

Получается очень интересная ситуация:

Биометрические данные можно сдать в 13,5 тыс. банковских отделениях по всей России, а воспользоваться услугами с помощью удалённой идентификации нельзя нигде!

Почему банки не пользуются удалённой идентификацией

Ситуация, конечно, удивительная.

Банки тратят кучу средств на рекламу, разрабатывают различные агентские программы, чтобы заставить человек зайти в банк. А тут можно принимать вклады, оформлять переводы, принимать заявки на кредит и всё через интернет — а они этого не делают!

Неужели банкам не нужны новые клиенты? Конечно же, нужны, но только не такой ценой.

Вот почему банки успешно увиливают от удалённого обслуживания клиентов:

  • Это дорого. За каждый запрос в Единую биометрическую систему банк должен платить 200 рублей.

Допустим вам надо открыть счёт или виртуальную карту. Такие операции бесплатны для клиента, но банк для идентификации клиента должен будет заплатить 200 руб.

Практически любая операция, кроме кредитования становится невыгодной для банка.

  • Не все готовы выдавать кредиты без встречи с клиентом. В каждом банке установлены процедуры кредитования. И личное присутствие клиента в офисе или встреча с ним представителя банка в них тоже оговорена. При удалённой идентификации клиент может находиться где угодно, даже за границей.

Собственно, это главные причины, к которым можно ещё прибавить здоровый банковский консерватизм.

Думаю, банки начнут предоставлять услуги с помощью удалённой идентификации, только тогда, когда ЦБ заставит их это делать.

Рано или поздно это случится — когда ЦБ обнаружит, что огромные объёмы собранных биометрических данных пылятся без дела.