„При закрытии карту надо сдать“ — просит банк. Можно ли не возвращать?

2,4k full reads
3,2k story viewsUnique page visitors
2,4k read the story to the endThat's 74% of the total page views
1,5 minute — average reading time
„При закрытии карту надо сдать“ — просит банк. Можно ли не возвращать?

Некоторое время назад я решил закрыть карту одного банка. Давно ею не пользуюсь, поэтому я решил, что ей пора из кошелька переехать в коллекцию.

Пришёл в банк, сообщил о своём желании, мне дали бланк заявления и попросили карту.

Карта была у меня с собой, но отдавать не хотелось, и я поинтересовался, зачем нужно её сдавать. Сотрудница пояснила мне, что это нужно для безопасности, чтобы картой никто не смог бы воспользоваться.

Но ведь карта закрыта, о какой безопасности может идти речь? Разве можно воспользоваться закрытой картой.

Можно ли расплатиться недействительной картой или снять по ней деньги?

Обычно операция по карте происходит с обязательным сеансом связи, в ходе которого банк, выпустивший карту, должен подтвердить, что карта рабочая, и что на счёте достаточно средств.

С выдачей наличных по-другому быть не может. Зато, при оплате товаров или услуг, теоретически может оказаться так, что для того, что операция будет проведена без сеанса связи.

Дело в том, что правилами платежных систем определён минимальный лимит (floor limit) в пределах которого операции можно проводить без осуществления авторизации.

Это пошло ещё с тех времён, когда интернета ещё не было, как и платёжных терминалов.

Авторизация осуществлялась по телефону — продавец должен был позвонить в банк, продиктовать реквизиты карты и получить одобрение операции.

При этом номер карты, имя владельца и срок действия переносили на чек (его называли «слип») с помощью специального устройства — импринтера.

Так выглядит импринтер. Карта размещалась в специальном углублении и сверху накрывалась слипом. После прокатывания, на бумаге проявлялись реквизиты карты.
Так выглядит импринтер. Карта размещалась в специальном углублении и сверху накрывалась слипом. После прокатывания, на бумаге проявлялись реквизиты карты.
Так выглядит импринтер. Карта размещалась в специальном углублении и сверху накрывалась слипом. После прокатывания, на бумаге проявлялись реквизиты карты.

Естественно, это здорово задерживало оплату и раздражало клиентов, поэтому операции на подлимитные суммы проводились без звонка в банк.

Слипы потом передавались в банк и только тогда банк списывал деньги со счёта клиента.

Соответственно, если в таком случае клиент предъявил недействительную карту, которую не сдал в банк, то её могли принять к оплате, а вот о том, что карта недействительна стало бы известно лишь через некоторое время.

С распространением электронных терминалов (и особенно современных средств связи) актуальность подлимитных операций снизилась, но они никуда не делись. Лимиты снижались, операций, по которым такие операции возможны, становилось меньше. И сейчас практически по всем видам операций лимиты равны 0 — т.е. проведение авторизации обязательно.

Теоретически, до сих пор, существует вероятность, что по недействительной карте, могут пройти подлимитные операции. По крайней мере, сами подлимитные операции всё ещё предусмотрены правилами платежных систем.

Зачем банки просят вернуть карту

Думаю, ответ уже очевиден — чтобы исключить подлимитные операции. Раньше, некоторые банки, если при закрытии карта не возвращалась, блокировали её и отправляли информацию о ней в стоп-лист. А стоимость нахождения карты в стоп-листе пытались компенсировать за счёт владельца карты — вводили соответствующие тарифы и штрафы.

Надо сказать, что подлимитные операции никогда не были актуальными для России (я вообще с ними никогда не сталкивался), а сейчас, когда все карты стали чиповыми, и интернет есть «в каждому утюге», вероятность того, что где-то смогут расплатиться недействительной картой, равна нулю.

Поэтому банки сейчас просят вернуть карту, скорее по привычке. Ну и потому, что на ней написано, что это собственность банка.

Что должны сделать с картой в банке, после возврата?

Всё просто: её должны «уничтожить» в присутствии клиента — разрезать ножницами. На заявлении о закрытии карты будет отмечено, что клиент карту сдал.

P.S. Я карту так и не вернул.