Сколько нужно оставлять „на чай“ сотрудникам банка — и нужно ли?

849 full reads
1,2k story viewsUnique page visitors
849 read the story to the endThat's 66% of the total page views
1,5 minute — average reading time
Сколько нужно оставлять „на чай“ сотрудникам банка — и нужно ли?

Признаюсь, я очень настороженно отношусь к чаевым и не умею их давать. Если в ресторане, рассчитываясь наличными, можно просто оставить чуть больше и сказать «сдачи не надо», то «отблагодарить» врача, парикмахера или заправщика на АЗС для меня всегда было моральной проблемой.

Поэтому я всегда с удивлением воспринимал, когда кто-то пытался оставить чаевые сотрудникам банка.

Почему нельзя оставлять на чай кассиру

Первый раз я с этим столкнулся, когда работал в отделе обслуживания физических лиц — занимался выдачей пластиковых карт и оформлением вкладов. Мне позвонили из кассы и попросили… забрать деньги из лотка.

Оказалось — это 300 рублей «чаевых», которые клиент оставил кассиру «на чай» и отказался забирать их.

По инструкции кассирам запрещено иметь свои деньги в кассе, а «излишек» в кассе, в случае проверки, рассматривается как грубое нарушение.

Кстати, по окончании рабочего дня кассир отказалась забирать деньги. Они остались в сейфе (вне кассы) на случай возможной недостачи, и действительно через какое-то время «пригодились» для этого.

В общем, кассиру чаевые оставлять нельзя по одной простой причине — им нельзя их брать. А что с остальными сотрудниками?

Почему не стоит отставлять чаевые другим сотрудникам

Однажды моё внимание привлекло какое-то препирательство: девушка, сотрудник нашего отдела, с покрасневшим от смущения лицом, что-то пыталась объяснить клиенту. Оказалось, что он пытался отблагодарить её с помощью новенькой хрустящей сторублевки. Сотрудница отказывалась и говорила, что «так не правильно, нельзя так поступать». За развитием ситуации с интересом наблюдал весь оперзал, а потом кто-то не выдержал и подсказал клиенту: «Молодой человек, ну купите ей шоколадку, если хотите сделать приятное!».

Клиент молча выбежал из оперзала, а через двадцать минут вернулся с шоколадкой и банкой растворимого кофе. Судя по его виду, теперь смущение «постигло» и его.

Интересно, что она отказалась принять деньги не просто, «потому что так не принято». В банке действительно действовали правила, по которым был установлен запрет на приём в качестве подарка денежных средств.

Обычно с подарками проблем не возникает — клиенты, если хотят отблагодарить, дарят шоколадные конфеты и алкоголь, а не деньги.

Но и тут не всё так просто. Во многих банках действуют ограничения на подарки, которые можно принимать от клиентов.

Антикоррупционные ограничения на подарки

Одним из документов, с которым знакомится сотрудник, при устройстве на работу в банк — это «Антикоррупционная политика». В каждом банке она своя, но суть везде одинакова: коммерческий подкуп и взяточничество — запрещены в любых видах.

В этих документах всегда есть отдельный пункт о подарках. Подарки запрещено принимать, если их вручают для того, чтобы повлиять на решение какого-то вопроса или чтобы получить какую-то услугу.

Т.е. принять шоколадку, которую подарили, чтобы ускорить рассмотрение какого-то заявления нельзя. Но если после обслуживания клиента, в благодарность сделали подарок, то принять его можно.

При этом запрещено принимать:

  • денежные средства в наличной или безналичной форме;
  • драгоценные металлы и изделия из них;
  • предметы роскоши;
  • дорогие предметы, которые не являются логически обоснованными с точки зрения конкретного случая.

На стоимость подарков тоже действуют ограничения. Обычно не рекомендуется принимать подарки стоимостью выше 3000 руб., по аналогии с запретом в ст. 575 ГК РФ. В Гражданском кодексе речь идёт о запрете дарения работникам государственных учреждений, и здесь банки сами приравнивают себя к ним. В некоторых банках допустимая стоимость подарка выше, например, в одном банке, где я работал, можно было принимать подарки до 10 000 руб.

При этом, если сотрудник принял такой подарок, то он должен сообщить об этом руководству. Ругать сотрудника за это никто не будет, просто в каких-то случаях его не допустят к работе с этим клиентом. Гораздо хуже, если об этом сообщит не получатель подарка, а «доброжелатель». В этом случае, простой объяснительной не отделаешься.

В общем, друзья, если вы решили отблагодарить сотрудника банка, то не оставляйте ему на чай, и не дарите подарков дороже 3000 рублей. В большинстве случаев хватит простого «Спасибо». И шоколадки.