Как в Перестройку из названий линий московского метро исчезла логика

125 full reads
147 story viewsUnique page visitors
125 read the story to the endThat's 85% of the total page views
1,5 minute — average reading time

В годы Перестройки, как известно, многие станции московского метро были переименованы. Чего только стоит 5 ноября 1990-го - день, в который было переименовано сразу 10 станций! Чаще всего это было связано с переименованиями на поверхности, и в этом можно увидеть хоть какую-то последовательность. Тогда (с апреля 1990-го) главой Москвы был радикальный демократ Гавриил Попов, сопредседатель (как и Ельцин) Межрегиональной депутатской группы Съезда нардепов СССР, и переименования советских названий были в общем тренде тогдашней политики, и их можно хотя бы понять. Но вот с переименований линий я, если честно, никак не могу согласиться.

Список линий Московского метро, источник - официальная карта http://news.metro.ru/20/mm_artleb_2020.jpg
Список линий Московского метро, источник - официальная карта http://news.metro.ru/20/mm_artleb_2020.jpg
Список линий Московского метро, источник - официальная карта http://news.metro.ru/20/mm_artleb_2020.jpg

Возможно, вы не обращали внимания, но в названиях московских линий метро прослеживается чёткая логика. Все линии можно разделить на 2 вида: одни пересекают Кольцевую линию в 2 местах и соединяют одну окраину с другой. Другие же ведут из центра к окраине, и либо совсем не пересекают Кольцевую, либо пересекают её только в 1 месте. Первые линии носят двойное название, состоящее из названий двух направлений, которые они соединяют. Например, Серпуховско-Тимирязевская линия соединяет Серпуховский и Тимирязевский радиусы (направления из центра к окраине). Вторые носят одинарное название (Филёвская, Калининская, Некрасовская). Кстати, Филёвская линия до 1971-го года носила название Арбатско-Филёвская, и была переименована, видимо, в рамках этой логики.

Бывало даже так, что долгие годы существовало 2 разных радиуса в виде отдельных линий по разные стороны Кольцевой (например, Калужская и Рижская), и лишь потом они объединялись в одну линию с двойным названием (Калужско-Рижскую). Другие линии строились последовательно, от одного конца к другому, и сначала носили одинарное название, а затем добавляли к нему второе (так Люблинская линия стала в 2007-м Люблинско-Дмитровской). Сейчас в переходном состоянии находится Калининско-Солнцевская линия. Она пока что состоит из двух отдельных радиусов, которые носят один (жёлтый) цвет, и один номер - 8 (Калининская - 8 и Солнцевская - 8А). Интересные размышления по поводу того, почему их всё никак не могут соединить, при том, что Москва открывает кучу станций в чистом поле, можно послушать тут.

Но внимательный читатель скажет: погодите, а как же Сокольническая и Замоскворецкая линия? Они ведь тоже соединяют два разных направления. Да, и до упомянутого выше исторического дня 5 ноября 1990 они носили вполне логичные названия Кировско-Фрунзенская и Горьковско-Замоскворецкая. Но 5 ноября станция Кировская была переименована в Чистые Пруды, а Горьковская - в Тверскую (при этом был нарушен "литературный" пересадочный узел Пушкинская-Тверская-Чеховская). Соответственно были переименованы и линии, содержавшие их названия, при этом совершенно нелогично. Например, когда в 1989-м станцию метро Ждановскую переименовали в Выхино, то Ждановско-Краснопресненскую линию вполне логично переименовали в Таганско-Краснопресненскую. Но вот первой (Кировско-Фрунзенской) и второй (Горьковско-Замоскворецкой) линиям в 1990-м, увы, не повезло. Возможно, это была часть какого-то общего проекта с переименованием линий (и неспроста это были именно 1-я и 2-я линия), но к настоящему времени лишь эти две линии нарушают общую логику. На мой взгляд, правильным шагом было бы возвращение им двойных названий, пусть даже и политически нейтральных.

Если вам понравилась статья, пожалуйста, поддержите её лайком, подпиской и репостом в свои соцсети, такая поддержка будет меня мотивировать писать ещё, и полезная информация будет распространяться!