Московский троллейбус и социализм

536 full reads
731 story viewUnique page visitors
536 read the story to the endThat's 73% of the total page views
1,5 minute — average reading time

Случайно узнал, что московские власти собираются закрыть городскую троллейбусную систему, и многие общественные деятели встают на её защиту. Всецело поддерживаю их - действительно, это решение по меньшей мере странное. Хотя столичные власти говорят о замене троллейбусов на электробусы, во-первых, зачастую это не так и троллейбусы заменяются автобусами, во-вторых, даже у электробусов есть работающая на дизеле зимняя печка, в-третьих, из-за длительного процесса подзарядки для равноценной замены требуется больше электробусов, а в-четвёртых, раз уж на то пошло, лучше менять на электробусы старые дизельные автобусы, а не экологичные троллейбусы, особенно в условиях московских чрезмерно шумных и загазованных улиц.

Пассажирооборот общественного электротранспорта (источник данных - Росстат). Тезис "при капитализме все пересели на машины" опровергается стабильностью метро
Пассажирооборот общественного электротранспорта (источник данных - Росстат). Тезис "при капитализме все пересели на машины" опровергается стабильностью метро
Пассажирооборот общественного электротранспорта (источник данных - Росстат). Тезис "при капитализме все пересели на машины" опровергается стабильностью метро

Рекомендую посмотреть толковый ролик Каца на эту тему. Кстати, он предполагает, что борьба с троллейбусом - личная инициатива Собянина, чему я охотно верю. Так, в его предыдущей вотчине, Тюмени, троллейбус был ликвидирован в далёком 2009-м, и теперь она носит печальное звание крупнейшего российского города без электротранспорта.

Длина путей общественного электротранспорта (источник данных - Росстат). Рост троллейбуса в 2014-м связан с присоединением Крыма с междугородним троллейбусным маршрутом Симферополь-Ялта
Длина путей общественного электротранспорта (источник данных - Росстат). Рост троллейбуса в 2014-м связан с присоединением Крыма с междугородним троллейбусным маршрутом Симферополь-Ялта
Длина путей общественного электротранспорта (источник данных - Росстат). Рост троллейбуса в 2014-м связан с присоединением Крыма с междугородним троллейбусным маршрутом Симферополь-Ялта

Однако хочется заметить следующее. На защиту троллейбуса сейчас встают люди, вроде Каца или Варламова, привыкшие огульно ругать социализм и СССР. Но троллейбус - именно советское наследие. Ещё при Сталине в наших городах появились троллейбусы. В 60-70-е, когда Европа активно от них избавлялась (потому что тогда ещё не задумывались об экологии), у нас, при Хрущёве и Брежневе, эти системы активно развивались. И вот сейчас, когда наступил капитализм (пусть, с точки зрения либералов, и не совсем правильный, но всё же якобы лучше социализма), троллейбус закрывают. Интересно, у тех, кто вчера снимал ролики про то, как плохо было в СССР (см. того же Каца), а сегодня защищает советский троллейбус, ничего в головах не перещёлкивает? Или они считают, что троллейбусную сеть строили не по решению партии и правительства, а ночью беспартийные рабочие тайком выходили и протягивали провода? А потом, наверное, когда Сталину об этом сообщили, он сказал: "Ну ладно, пусть будет", а потом тех, кто строил, расстрелял? Кстати, ведь эти блогеры только отрицательное видят в Сталине - вот, стало быть, в рамках борьбы с его наследием власти Москвы и троллейбус ликвидируют, что же они не рады?

Количество единиц общественного электротранспорта (источник данных - Росстат)
Количество единиц общественного электротранспорта (источник данных - Росстат)
Количество единиц общественного электротранспорта (источник данных - Росстат)

А если отставить шутки в сторону, то это отличный пример того, что очернять всё советское - глупо и контрпродуктивно, и если этим заниматься, то можно дойти до бог знает каких глубин глупости и разрушения. При советской власти, как и сейчас, принимались и хорошие, и плохие решения. И социализм или капитализм тут ни при чём. Что же надо для того, чтобы принимались верные решения? Для этого нужно, чтобы от общества к руководству были отлажены обратные связи, чтобы люди могли влиять на эти принимаемые решения, чтобы они принимались не отдельными самодурами, исходя из их, возможно, ложных, представлений о том, как надо, а исходя из интересов людей и мнения экспертов. Собственно, такие обратные связи реализуются в ряде стран с помощью тех инструментов, которые вроде как есть и у нас. Только они у нас работают плохо, или не работают вовсе. Это, например, выборы (которые у нас фальсифицируются), конкурирующие свободные СМИ (которые у нас так или иначе подчинены правительству, а оппозиционные последовательно подавляются), свобода политических партий (которым у нас вставляют палки в колёса, усложняя механизм регистрации). Всё это в совокупности, когда работает, называется "демократия".

В начале существования СССР эти связи работали (в виде советов), но потом режим начал всё больше приобретать черты самодержавия, что и обрекло его на гибель, когда некомпетентное руководство затеяло масштабные, но непродуманные реформы, без оглядки на мнение простых людей. К концу 90-х обратные связи также заработали, к власти пришёл Примаков, затем, в Думе, после 1999-го, сложилась правящая коалиция КПРФ и Единства, были приняты важные решения, способствовавшие консолидации страны и её росту, пускай и восстановительному. Но сейчас, в последнее десятилетие, рост сменился застоем, а то и спадом.

Именно наличие работающих механизмов демократии позволило бы принимать верные решения, как по конкретному троллейбусу, так и по другим, более важным, общим вещам. Я, как человек левых, социалистических взглядов, верю, что при честной конкуренции большинство людей поддержали бы левый путь развития страны. А уверены ли либералы, вроде Каца и Варламова, что их взгляды победят в честной конкуренции и будут поддержаны большинством народа? Если да, то мне с ними по пути, и нашей ближайшей целью будет именно работающая демократия. Мы бы вполне могли объединиться вокруг этой общей идеи, и отложить на время разногласия по поводу социализма/капитализма, которые перерастают в бессмысленные вечные споры о субъективных ценностях и мешают делу. Если же нет, если они (либералы) считают, что их взгляды единственно верные, и дискутировать тут не о чем, народ спрашивать не надо, а их порядки надо насаждать - то, ясное дело, никакого соглашения с ними быть не может.

P.S. Если вам понравилась статья, пожалуйста, поддержите её лайком, подпиской и репостом в свои соцсети, такая поддержка будет меня мотивировать писать ещё, и полезная информация будет распространяться!