815 subscribers

Все пассажирские Аэробусы на одной диаграмме

После статьи о советских реактивных пассажирских самолётах хочется сказать пару слов и о западных лайнерах, хотя бы самых крупных производителей - Боинг и Аэробус. О Боингах уже написал, пришёл черёд Аэробусов.

Исторически в Европе было множество авиапроизводителей, конкурировавших друг с другом. Однако со временем пришло понимание того, что для реализации крупных проектов необходимо кооперироваться. Первым примером такой кооперации стал сверхзвуковой Конкорд. А в 70-е европейцы объединились для другой крупной цели - строительства собственного широкофюзеляжного самолёта. Создав при этом концерн Airbus ("Эйрбас", или "Аэробус").

Все пассажирские Аэробусы на одной диаграмме
Все пассажирские Аэробусы на одной диаграмме

А300, 310, 330. Большой самолёт для маленького континента

Первым широкофюзеляжным самолётом был 4-двигательный Боинг 747. Вслед за ним в эту нишу устремились и другие компании, построив самолёты поменьше, 3-двигательные DC-10 и L-1011. Но на дворе стояли 70-е, эпоха топливного кризиса, то есть, дорогого горючего. А 2-двигательный лайнер был бы наиболее экономичным. Именно такой самолёт и захотели создать европейские компании. Примерно на 300 мест (поэтому он и получил название А300). Да, 2 двигателя в таком случае означали маленькую дальность и невозможность заокеанских перелётов. Но Европе для внутренних перевозок это было и не нужно.

Создание 2-двигательного широкофюзеляжника тогда было рискованным шагом, не было понятно, потянут ли 2 движка такую махину. В итоге пассажировместимость пришлось несколько снизить, но самолёт всё же взлетел и нашёл своих покупателей. Затем, по мере развития технологий (в первую очередь, двигателей) создавались новые модификации, росла дальность, пассажировместимость. Так появились A310 и A330. Со временем эти самолёты вытеснили своих 3-двигательных собратьев, т.к. надёжность и мощность двигателей возросла, и двух стало вполне достаточно для основных задач.

По основной схеме конструкции и эти, и все другие Аэробусы ничего необычного не представляют, являясь низкопланами с двигателями под крылом.

Ссылка на ролик на канале SkyShips про А300, А310, А330. Там о каждом самолёте знающий человек рассказывает более подробно и толково, поэтому привожу ссылку на его ролики о каждом самолёте.

А320. Мал, да удал

А320 - единственный узкофюзеляжный Аэробус. И, как можно видеть по диаграмме, - самый массовый. Он относится, как и Боинг 737, к самой популярной нише авиаперевозок, среднемагистральным перевозкам, да и внешне на него сильно похож (впрочем, все нынешние самолёты этим грешат). Отличить его от 737-го можно разве что по круглой форме двигателей (о чём мы говорили в статье про Боинги) и другим небольшим деталям конструкции. "Фишкой" 320-го стало широкое использование электроники, электроприводов для управления самолётом. И ставшие визитной карточкой Аэробуса сайд-стики (джойстики) для управления самолётом вместо штурвалов.

А320. Источник - https://www.flickr.com/photos/30949611@N03/10655931213/
А320. Источник - https://www.flickr.com/photos/30949611@N03/10655931213/

Соседние ниши (чуть поменьше, чуть побольше) занимают его модификации А318, 319 и 321.

Ссылка на ролик на канале SkyShips.

А340. 1-й ответ большому Боингу

К 90-м единственной незанятой Аэробусом нишей оставались самые крупные самолёты. Там правил бал горбатый старичок Боинг 747. Первым ответом европейцев стал А340, в общих чертах повторявший А330, но имевший не 2, а 4 двигателя. Таким образом он стал первым 4-двигательным Аэробусом, самым большим и далеко летающим (хотя всё равно уступавшим новым модификациям 747-го по вместимости). Однако Боинг в том же десятилетии ответил своим 777-м - в целом похожим, но 2-двигательным самолётом. Пока цены на нефть были на минимуме, 340-й Аэробус ещё мог с ним тягаться, но к концу 2000-х превосходство 777-го стало очевидным, и А340 был снят с производства. Однако он продолжает летать, например, в качестве грузового самолёта (как и некоторые А300 и другие старые Аэробусы).

Ссылка на ролик на канале SkyShips.

А380. 2-й ответ большому Боингу

Потренировавшись на 340-м, европейцы смогли дать полноценный ответ и построили лайнер, который смог наконец-то превзойти 747-й. Им стал полностью двухпалубный (в отличие от частично двухпалубного, "горбатого" 747-го) А380. Существует множество теорий, почему была нарушена нумерация и после 4-ки европейцы взяли 8-ку в качестве средней цифры. Одни говорят, это потому что в странах Азии (на рынок которой нацеливались европейцы) 8 - счастливое число. Другие - что цифра 8 своей формой олицетворяет верхнюю и нижнюю палубу, а также вытянутый вверх фюзеляж 380-го.

А380. Источник - https://naked-science.ru/article/hi-tech/airbus-prekrashchaet-vypusk-a380
А380. Источник - https://naked-science.ru/article/hi-tech/airbus-prekrashchaet-vypusk-a380

А380 - второй и последний четырёхдвигательный Аэробус. И заодно - самый большой пассажирский самолёт в мире. Увы, в 2021-м он был снят с производства. Да и производство 747-го Боинга постоянно грозятся прекратить. Тогда все 4-двигательные лайнеры и вовсе уйдут в прошлое. Дело в том, что основное назначение таких больших самолётов - связь между крупными аэропортами-хабами. Раньше пассажирские перевозки были выстроены так: пассажир летел из регионального аэропорта в крупный аэропорт-хаб, из него, на большом самолёте в другой хаб, и из него - в свой конечный пункт назначения. Однако развитие двигателей, самолётов и инфраструктуры аэропортов позволяют всё больше аэропортов связать напрямую, без помощи хабов (такими небольшими экономичными дальнемагистралами, как Боинг 787, например), соответственно, и нужда в крупных самолётах сокращается. Тем, кто хочет лучше в этом разобраться, рекомендую ролик на канале SkyShips.

Ссылка на ролик про самолёт на канале SkyShips.

А350. Самый инновационный самолёт, европейская версия

Как мы уже помним из истории Боингов, они совсем недавно создали супер-инновационный 787-й. Аэробус ответил на это А350-м. А поскольку Боинг 777-й в итоге показал своё превосходство над А340-м, европейцам нужно было спешно придумывать ему замену. Ей и стал 350-й. Он был практически таким же инновационным, но больше своего американского конкурента, поскольку приходил на смену большому А340, и примерно соответствует ему по размеру, только в воздух теперь его поднимают всего 2 двигателя. Он также известен под названием А350 XWB, что означает eXtra Wide Body, то есть экстра широкий фюзеляж.

Ссылка на ролик про самолёт на канале SkyShips.

А220. Взяли под крыло

А220 изначально был самолётом не Аэробуса, а канадской Bombardier и назывался семейством CSeries. Это был небольшой самолёт, летавший на средние дистанции (около 3 тыс. км). Однако с выходом на рынок США Bombardier столкнулась с активным противодействием Боинга, поскольку новый самолёт канадцев (точнее, его старшая модель CS300) грозился откусить существенную долю от продаж главного, самого массового Боинга - 737-го. В итоге Bombardier для защиты своего детища пришлось прийти к главному конкуренту Боинга - Аэробусу, и по факту продать ему свою программу разработки самолётов CSeries. Это спасло проект и позволило ему развиваться дальше (см. ролик про эту интересную историю).

Если вам понравилась статья, пожалуйста, поддержите её лайком, подпиской и репостом в свои соцсети, такая поддержка будет меня мотивировать писать ещё, и полезная информация будет распространяться!