Воинственное самоубийство - знаменитый ритуал самураев

Известный самурай второй половины XVII - начала XVIII вв. Ямамото Цунэтомо писал, что "путь воина лежит через смерть". В его трактате ("Хагакурэ") о кодексе чести (бусидо) прямо сказано о главенствующей роли смерти в жизни каждого самурая, как бы парадоксально это не звучало. Нужно жить, сконцентрировавшись на смерти, необходимо готовиться к этому каждый день, чтобы тело еще при жизни почувствовало себя мертвым. Таковы принципы настоящих самураев, таков их путь. Интересно, что после смерти правителя сам Ямамото не стал совершать самоубийство - его сюзерен не одобрял подобной практики.

Изречения Ямамото, собранные в трактате, ярко характеризуют концепцию долга и чести самурая, для которого смерть была желаемым исходом в бою. Гораздо ужаснее для японской военной касты - невыполнение приказов командующего и принятие позора. Таким позором являлся плен: для раненого самурая, которому грозило попадание в плен, лучшим решением было прибегнуть к ритуальному самоубийству. Невозможно понять мировоззрение самурая, не рассмотрев вопрос сеппуку (возможное произношение иероглифов - "харакири", но желательнее первый вариант).

Подписывайтесь на канал! и заглядывайте в телеграм - t.me/battlez

Как мы уже поняли, воин, совершивший сеппуку, не нес позора пленения и поражения. Оборвать жизнь, не запятнав честь самурая, - наиболее приемлемый исход и в некоторых других случаях. История знает достаточно примеров массового совершения сеппуку верными слугами после смерти хозяина. Таким образом вассалы демонстрировали свою верность прежнему и нежелание служить новому даймё. При этом нужно отметить, что подобный акт лишал дом решающей силы в лице талантливых командиров и лучших воинов. Но в этом и заключалось проявление преданности самурая, порой доходящей до фанатизма.

Традиционно ритуал совершали в присутствии помощника (кайсяку), который отсекал голову самураю. Но до отсечения самоубийца с помощью кинжала делал два надреза: горизонтальный - ниже пупка, слева направо, вертикальный - выше пупка, снизу вверх. Зачастую помощник вступал в дело уже после первой раны. Однако история знает случаи, когда самурай давал команду только после двух надрезов. При этом в бою сеппуку часто совершали наскоро, игнорируя традицию. При отсутствии рядом кайсяку вспоротое брюхо заставляло самурая долго страдать, и смерть свою он встречал в адских муках.

Практика ритуального самоубийства, несмотря на запреты сверху, сохранялась вплоть до XX в. Один из самых известных случаев произошел уже в XX столетии. Генерал Ноги Марэсуке, национальный герой Японии, потерявший на войне двух своих сыновей, после взятия Порт-Артура явился к императору в слезах, виня себя в больших потерях и желая совершить сеппуку. Однако император запретил опытному военному лишать себя жизни. После смерти императора генерал Ноги, свободный от обещания, вместе с женой совершили обряд сеппуку в 1912 году.