Артур Конан Дойль в Норвуде

31.07.2018

Итак, лондонский период жизни Конан Дойля оказался весьма непродолжительным. Раз уж он решил распрощаться с врачебной карьерой и полностью перейти на стезю литературную, не было смысла снимать кабинет, и уж тем более не было смысла жить в Лондоне, с его смогом и вечной грязью. 

Летом 1991 года писатель переселился в южный пригород Лондона, Норвуд, где уже мог позволить себе дом в шестнадцать комнат, с балконом и большим садом. Впечатления о новом месте жительства Дойль выразил в небольшой повести «За городом»: «Когда ветер дул с севера, то вдали был слышен глухой шум большого города, – шум прилива жизни, как на горизонте можно было видеть темную полосу дыма – ту пену черного цвета, которая поднималась кверху при этом приливе». А в Норвуде было тихо, мирно и никакого дыма. 

Тут бы и сесть за работу, тем более, что планы у Дойля были грандиозные: он работал над романом «Изгнанники» (о французских гугенотах времен Короля-Солнце), для чего читал много мемуаров того времени, на очереди был другой исторический роман «Тень великого человека» (об эпохе Наполеона), да и другой работы, что сейчас назвали бы «по мелочи», хватало: этот период  и в самом деле стал самым плодотворным периодом в жизни писателя. За 1991 год он написал 210 тысяч слов и заработал своим пером полторы тысячи фунтов. Было только одно «но», которое начало тяготить его: Шерлок Холмс. 

"Скандал в Богемии" Шерлок Холмс, переодетый в священника. Иллюстрация Сиднея Пэджета в "Стренде", 1891
"Скандал в Богемии" Шерлок Холмс, переодетый в священника. Иллюстрация Сиднея Пэджета в "Стренде", 1891

Человек не очень сведущий в литературном процессе может решить, что рассказ написать легче, чем роман: объем-то меньше. Однако литературное произведение складывается не только из какого-то количества слов, в нем должен быть сюжет, а придумать хороший сюжет для рассказа иной раз труднее, чем придумать сюжет для романа. В романе можно замаскировать провисающие места сюжета тем или иным способом: кое о чем умолчать, например, а кое-что утопить в многословных описаниях. В рассказе все на виду. Вот и написание рассказов о Шерлоке Холмсе уже начало превращаться для Конан Дойля в тяжелую обязанность: осенью 1991 года издатели журнала «Стренд» уговорили его продолжить серию рассказов о Холмсе еще шестью рассказами. Конан Дойль запросил за рассказ по 50  фунтов. Как утверждают биографы, он полагал, что такая сумма покажется издателям чрезмерной.

"Установление личности" . Иллюстрация Сиднея Пэджета в "Стренде", 1891
"Установление личности" . Иллюстрация Сиднея Пэджета в "Стренде", 1891

Однако издатели согласились и он в очередной раз впрягся в «шерлокхолмсовский» воз. Теперь он старался как можно больше упростить и Холмса, и Ватсона: по мнению автора, любой дополнительный штрих снижал эффект от рассказа. Основные характеристики персонажей были уже заданы, теперь они просто выполняли заданные функции: функцию Великого Детектива и функцию его помощника и жизнеописателя.

доктор Дойль в 1891 году
доктор Дойль в 1891 году

Все же нельзя сказать, что Конан Дойль сейчас писал о Холмсе спустя рукава: все же он уже достаточно отточил свой стиль, чтобы написать любой текст на высоком профессиональном уровне. Однако что-то ушло. Холмс и Ватсон были не так интересны писателю, как те герои, о которых он еще не написал. Топтание на одном месте вместо движения вперед – вот что случилось с писателем. Конан Дойль начал подумывать о том, что пора избавиться от Шерлока Холмса. Смерть Великого Детектива казалась ему для того самым подходящим поводом. «Он отвлекает меня от более важных вещей», - писал Конан Дойль матери, которая уговаривала его не лишаться такой важной части дохода. Однако Конан Дойль уже достиг той степени популярности, когда сам мог назначать цену своим произведениям. Книгу, за которую он два года назад не мог получить сотни фунтов, теперь он продавал за четыреста, причем к тому же сохранял на нее авторские права в Америке и на континенте.

"Союз рыжих". Иллюстрация Сиднея Пэджета в "Стренде", 1891
"Союз рыжих". Иллюстрация Сиднея Пэджета в "Стренде", 1891

Тем не менее он снова согласился написать еще один цикл из 12 рассказов – на этот раз за тысячу фунтов. Он хотел, чтобы сестры перестали работать на чужбине – и теперь, с такими гонорарами мог позволить себе содержать их и поддерживать деньгами брата Иннеса, который решил делать военную карьеру. Конни и Лотти поселились у брата, Лотти впоследствии стала литературным секретарем Конан Дойля.  

Времени на разработку и написание рассказа у писателя уходила примерно неделя, но иной раз он отвлекался, чтобы написать что-нибудь не о Шерлоке Холмсе. Так, например, он переработал в одноактную пьесу свой старый рассказ «Ветеран 15 года» и отправил ее знаменитому актеру Генри Ирвингу. Ирвинг посоветовался с директором театра «Лицеум», в котором выступал. Директор, в то время начинающий литератор Брэм Стокер, который позже напишет «Дракулу», прочитал пьесу «Ватерлоо» и посоветовал ее купить. Это принесло Конан Дойлю сто фунтов – неплохой гонорар за неделю работы. Пьеса была первый раз представлена публике во время турне Ирвинга по Соединенным Штатам; успех был громадный.

Иллюстрация 1897 года, изображающая Генри Ирвинга в пьесе "Ватерлоо"
Иллюстрация 1897 года, изображающая Генри Ирвинга в пьесе "Ватерлоо"

(из книги "Артур Конан Дойль и Шерлок Холмс" )

Если вам понравилось, подписывайтесь на наш канал и лайкайте :)