Колонка Кларксона: BMW 528i Touring SE

06.10.2017

Когда я провожу вечер в своей лондонской квартире, люблю сам готовить себе ужин. Мои кулинарные способности можно назвать нордическими, так что я не заморачиваюсь с экзотическими специями и не использую для готовки всякие ступки с пестиками. Обычно это просто макароны, немного свинины и всякой всячины для разнообразия.

А на следующий день мне приходится вызывать самосвал и погрузчик, чтобы вывезти все упаковки и обертки. От злости у меня каждый раз раздуваются ноздри и скрипят зубы. Ну почему, к примеру, зеленый лук надо обязательно продавать с резиновым кольцом?

И это касается не только продуктов. Бритва Gillette будет упакована в оболочку, которой нипочем любое из существующих средств нападения — не помогут ни ножницы, ни огнемет, ни атомная ракета. Довольно скоро все вокруг вас будет залито кровью, и вам понадобится пластырь. И вот нужен очередной грузовик, чтобы избавиться от упаковки, в котором этот пластырь продавался.

Купили маленькую USB-флешку размером меньше дюйма? Но вот зато в пластиковой коробке семья из шести человек сможет спастись от ядерного апокалипсиса. А пасхальные яйца? Их продают в упаковках размером со стратегический бомбардировщик, а потом заворачивают в километры целлофана, фольги, бумаги и еще миллион оберток, которые Земля никогда не сможет переварить. И меня это очень бесит.

Вы, вероятно, знаете, что я не особо подвержен экологии головного мозга. Мне плевать на газовый состав верхних слоев атмосферы, и когда на улице прохладно, я с удовольствием зажигаю тепловой зонтик у себя на веранде. Что меня действительно раздражает, так это расточительство, и ничто не загрязняет нашу все менее зеленую планету сильнее, чем упаковки. Когда я приду к власти, я законодательно разрешу людям убивать на месте любого продавца, который кладет в пакет то, что совсем не обязательно класть в пакет.

А газета «Дейли Мейл»? Они проводят кампанию против полиэтиленовых упаковок, но по воскресеньям они доставляют мне свои приложения в… полиэтиленовых упаковках, которые мне приходится выбрасывать.

Теперь поговорим о производителях всего одноразового. Зачем вам, черт побери, фотоаппарат или посуда, от которых потом надо как-то избавляться?

Этот абсурд теперь можно наблюдать и в мире автомобилей. Вы могли заметить, что сейчас Fiat рекламирует «пятисотые» из коллекции весна-лето. И я знаю, зачем они это делают. Они хотят, чтобы люди воспринимали машину, как юбку, которая потеряет свою актуальность через несколько месяцев, потому что она стала такой прошлогодней.

Я боюсь, что Fiat не один такой. Мы все такие. Разве не мы сами продаем свои автомобили?

Буквально на днях жена сказала, что нам нужно поменять наш Range Rover на новый, потому что у него спускают колеса. Это все равно что сказать: «Нам нужны новые дети, потому что у наших корь». И она в этом не одинока. В мире полно людей, которые избавляются от своих машин, считая, что их автомобили уже дышат на ладан, и продают их, пока они чего-то стоят. Но это так далеко не всегда.

Нередко люди в ужасной обуви ругают Top Gear за то, что в программе слишком большое внимание уделяется очень дорогим автомобилям, которые никто не может себе позволить. Это, разумеется, полная чушь. Элтон Джон сможет легко купить любую машину, про которую мы рассказываем. Ну а если серьезно, то мы тратим куда больше усилий, денег и времени на освещение старых развалюх.

Мы хотим донести до зрителей одну простую вещь: с виду ушатанная и никому не нужная машина в действительности еще может пересечь Ботсвану или Индию, Боливию или весь Ближний Восток. Если зрить в корень, то «Топ гир» беспокоится об окружающей среде сильнее, чем кто-либо. Однако далеко не все способны улавливать это посыл. По этой причине сегодня я решил рассказать вам про BMW, на котором я проехал более полутора тысяч километров по Уганде, Руанде и Танзании.

Судя по номерам серии T, BMW 528i Touring была зарегистрирована в период с 1998 по 1999 и с тех пор она прошла 240 тысяч километров. Было несколько моментов, которые очень быстро отпугнули бы большинство потенциальных покупателей. Во-первых, машина была на «механике», а значит ее владелец-энтузиаст, скорее всего, любил «отжечь». Во-вторых, резина стояла разномастная, значит, на «Бимере» сильно экономили. Ну и наконец фаркоп говорил о том, что автомобиль таскал за собой прицеп со всякими тяжестями. Словом, BMW должен был вот-вот испустить дух. Зато по этим причинам нам удалось купить его всего лишь за полторы тясячи фунтов.

Да, педаль газа была настроена криво, а электронный замок багажника не работал, но это не мешало открыть его вручную. Коробка была в полном порядке, двигатель отлично тянул, и даже кондиционер еще работал. Во время нашего путешествия по дорогам Уганды, которые строили китайцы, я думал про себя, почему же никто не хочет себе такую машину?

Конечно, она появилась в те времена, когда автомобили не комплектовались спутниковой навигацией, но никто не мешает вам пользоваться навигатором TomTom. На машине не было многих привычных в наши дни опций, например, парктроников, но я легко решил эту проблему, просто глядя в окна и зеркала.

Все, кто смотрел этот выпуск, помнят, что на моей машине была повреждена проводка. Это правда, была. Но лишь по той причине, что в один момент, который вырезали редакторы, я решил проверить, каково крутить пятаки по ту сторону экватора, и налетел на камень. Так что это была моя вина. Та же история с задним стеклом.

Когда приличная дорога закончилась, и началась трясина, здравый смысл стал подсказывать, что пора просто сдаться. BMW не слывут особенно выносливыми, а я заставлял ее ехать по дороге, на которой даже «Ленд Крузер» нашей съемочной группы порой чувствовал себя неуверенно. И тем не менее, автомобиль, на котором нищий гонщик возил огромный прицеп, не подвел, и ничего не сломалось. Ничего.

Я не особо страдал, даже когда условия становились чрезвычайно суровыми. Да, на неровной дороге у меня сработали две подушки безопасности, но, в отличие от моих коллег на Volvo 850 R и Subaru Impreza WRX, я пересек финишную линию со всеми колесами на своих местах.

Почти две недели машина ехала по бесконечной стиральной доске, через грязь, а порой и по самому настоящему бездорожью. И даже после этого я бы смог совершенно спокойно вернуться на ней домой в Британию. Несмотря на все трудности и издевательства, она бы справилась.

Вспомните это, когда будете смотреть на свою нынешнюю машину. Вам может показаться, что ее конец близок, но бьюсь об заклад, что это не так.

Джонатан Порритт, Джон Монбио, «Гринпис» и их друзья скажут, что вам нужно избавиться от своего автомобиля и пересесть на автобус или велосипед, чтобы спасти планету.

Но у меня есть идея получше. Если вы действительно хотите спасти Землю, а заодно сэкономить кучу денег, просто не покупайте новую машину. Вспомните наставления «Топ гира» и продолжайте ездить на своей.