Интервью с директором ансамбля «Песняры»— Анатолием Щелоковым

28 September 2019
ВИА «Песняры» в середине 70-х
ВИА «Песняры» в середине 70-х

«Поют как боги, играют как дети» — именно так были охарактеризованы «Песняры» американскими СМИ во второй половине семидесятых. Ансамбль стал первым в истории советской музыки коллективом, пробившимся далеко за пределы нашей страны и покорившим Соединённые Штаты... Что же касается самого создателя «Песняров» — Владимира Мулявина, то, стоит отдать должное, артист совершил, казалось бы, действительно невозможное: по популярности ему удалось обогнать самого сэра Маккартни и легендарного «Битла» Джона Леннона! Такого прекрасного звучания, коим мог похвастаться Мулявин, США ещё не слышали... В общем-то, как и весь музыкальный мир в целом.

На этой коллективной фотографии много узнаваемых лиц. Но ценна карточка другим. Мулявин сфотографировался со своей дочкой Олей. Четвертая справа во втором ряду - вторая жена Мулявина Светлана.
На этой коллективной фотографии много узнаваемых лиц. Но ценна карточка другим. Мулявин сфотографировался со своей дочкой Олей. Четвертая справа во втором ряду - вторая жена Мулявина Светлана.

Этот талантливый самородок из Свердлова сумел вызвать оживлённый интерес публики к забытому белорусскому фольклору. Многотысячные армии слушателей аплодировали гениальному коллективу по обе стороны океана. Композиции, исполняемые чистыми голосами «Песняров», оказались слышны во всех уголках, от Техаса и Дальнего Востока, до Минска и Ташкента...

Около двух десятилетий гастрольная деятельность, оборудование, костюмы, и, самое главное, — звукорежиссура — лежали на директоре группы Анатолии Щелокове. Не так давно он согласился-таки дать подробное интервью, в котором поделился весьма любопытными фактами из истории легендарных «Песняров» и пролил свет на скандальные эпизоды!

Интервью с Анатолием Щелоковым

Во время репетиции перед большим концертом в минском Дворце спорта. Владислав Мисевич, Анатолий Щелоков и Владимир Мулявин.
Во время репетиции перед большим концертом в минском Дворце спорта. Владислав Мисевич, Анатолий Щелоков и Владимир Мулявин.
— Я частенько вспоминаю те времена... С ребятами из классического состава поддерживаю тёплые дружеские отношения по сей день. Иногда курирую гастрольную деятельность «Белорусских Песняров», правда, всё время критикую их... Я считаю, что они свернули не в ту сторону. Прежде всего — они должны были продолжать дело Мулявина, а не тратиться на переделки старых произведений. Это очень глупо...
Дайнеко всегда был большим поклонником джаза, так что данная идея принадлежит именно ему. Мало кто знает, но их скандал с Пахмутовой разгорелся именно из-за «Беловежской пущи»! Она всегда была противником каких-либо вмешательств в классическую музыку...
Владимир Мулявин и Леонид Борткевич. Фото: Юрий Иванов
Владимир Мулявин и Леонид Борткевич. Фото: Юрий Иванов
— Вспоминая тот концерт в Кремле по случаю 75-летия Мулявина... Это было ужасно. Тысячи людей пришли на их выступление в надежде насладиться старыми любимыми композициями, погрузиться в приятную ностальгию былых дней, услышать знакомые с юности мелодии... А что сделали они? Они просто подсунули всем фальшивку, красиво назвав её «джазовым экспериментом»!

Возможно, Анатолий Фёдорович и прав... Да, в том, что это было экспериментом — сомнений нет. Но где же действительно продолжение проекта Мулявина, который когда-то возглавлял музыкальный Олимп далеко за пределами Советского Союза?!

— Это нельзя назвать «Песнярами». Никто ведь после развала «Битлз» не колесил по миру под названием «Битлз»?! Да, в Америке был один коллектив с названием «Битломания», но ведь его участники не называли себя второй легендой! Они просто бережно копировали все традиции ливерпульской четвёрки, но не более... И если говорить сейчас о «Белорусских Песнярах», то, на мой взгляд, данный вариант карьерной деятельности для них был бы самым оптимальным вариантом. Это было бы гораздо интереснее и оригинальнее всего новаторства в современной аранжировке... Как-то раз мой старый приятель Влад Мисевич сказал, что они планируют продолжить данный эксперимент, на что я испуганно воскликнул: «Они с ума сошли?!»
Песняры в Америке
Песняры в Америке

На вопрос, о том, почему спустя двадцать лет успешной работы в «Песнярах» он покинул ансамбль, Анатолий Фёдорович ответил:

— С приходом Светланы Пенкиной всё покатилось к чертям... По сути, группа была развалена именно последней супругой Мулявина. И скрывать тут уже нечего! То, что Владимир годами возводил кирпичик за кирпичиком, было в одночасье и очень методично разрушено его супругой. Между нами отношения не заладились с самого начала. Я сразу понял, что это за человек — якобы скромная актриса при людях, из которой, на самом деле, так и выпирало огромнейшее эго! И да: свой актёрский талант она мастерски практиковала не только на съёмочной площадке, но и в жизни... Она постоянно играла! Даже когда она говорила какую-нибудь заумную фразочку, то это непременно была реплика из её роли... Она была фальшивкой, и никто не собирался долго терпеть её. Она сразу же взялась режиссировать все наши программы, разбавляя их своими бредовыми идеями... Ко мне же она никогда не обращалась напрямую. Если ей что-то было нужно, то она говорила Мулявину: «Володя, скажи ему то-то...». Именно из-за неё обстановка и накалилась до предела...
ВИА «Песняры»
ВИА «Песняры»

На вопрос, как Мулявин допустил подобный хаос в группе, Анатолий ответил:

— Он был человеком безвольным, как говорится — слабохарактерным. Владимир нуждался в женском покровительстве, а тут гениальная актриса, да ещё и с высшим образованием... Мулявин вообще был по типу губки — быстро впитывал в себя каждого нового человека, его характер и идеи, которые всегда казались ему чем-то новым и свежим, а значит, интересным... Самое удивительно то, что Володя никогда не считал себя гением, не видел в себе какого-то особого потенциала. Будь его самооценка хоть чуточку выше, он бы никогда не позволил какой-то там дамочке внедрять свои бредовые идеи в его дела. Но, увы, его самооценка была очень-очень низкой...
— Он играл роль кролика, в то время как Пенкина — роль удава. Она даже предлагала жёнам остальных участников ансамбля сформировать свой собственный клуб, и с помощью них оказывать на музыкантов влияние! Ну разве это не подлость?! К счастью, её бред никто не воспринимал всерьёз... С ней вообще никто не общался, хотя все «песняровские» жёны прекрасно ладили между собой.
Леонид Борткевич
Леонид Борткевич

В прессе нередко мелькали слухи, что, якобы, на уход Леонида Борткевича также повлияла женщина... На это Щелоков отреагировал следующим образом:

— Действительно, Ольга Корбут сыграла в этой истории далеко не последнюю роль. Борткевич всегда считал себя на голову выше остальных ребят, и когда он обручился с Корбут, то она сразу же стала режиссировать каждое его выступление в «Песнярах». Ольга считала своего мужа талантищем, главным солистом группы. Всё это было до безумия смешно... Мулявин долго наблюдал за этим карнавалом, пока однажды не сказал: «Пора нам, дорогой, с тобой прощаться. Режиссёры и солисты нам здесь не нужны».
— Затем ансамбль покинул Лёня Тышко, а вслед за ним и Мисевич. Внутри «Песняров» начался настоящий разброд... Володя набирал новеньких, однако Пенкина разрушила всё на корню. Если говорить откровенно, то брак с Пенкиной не принёс Владимиру ничего толкового. Он вполне мог бы прожить и без жены, но нет же, ему потребовалась семья... Именно поэтому он никогда не выжидал долгих пауз после разводов.
— Вообще, когда мы впервые познакомились, Володя произвёл на меня потрясающее впечатление! От него исходила мощная энергетика. Он был человеком великого таланта с большой харизмой... Тогда его политика была совершенно иной.
Вокально-инструментальный ансамбль "Песняры". На снимке (слева направо): Валерий Дайнеко, руководитель ансамбля Владимир Мулявин, Анатолий Кашепаров, Леонид Борткевич и Вячеслав Михнович. Фото: Владимира Савостьянова
Вокально-инструментальный ансамбль "Песняры". На снимке (слева направо): Валерий Дайнеко, руководитель ансамбля Владимир Мулявин, Анатолий Кашепаров, Леонид Борткевич и Вячеслав Михнович. Фото: Владимира Савостьянова

Во время интервью Анатолий Фёдорович рассказал, сколько на самом деле зарабатывали «Песняры»:

— На самом деле наши ставки были очень низкие... За сольное выступление «Песнярам» платили около 50 рублей. Ну, плюс мы с Мулявиным имели надбавку — он за руководство, а я за директорство. Но, вопреки всем слухам, лопатой мы деньги никогда не гребли... в месяц у нас выходило около девяти концертов, больше нам просто-напросто не позволяло Министерство культуры. Иногда группа выступала за счёт филармонических и концертных залов, тогда у нас выходило около двадцати концертов и трёх тысяч рублей в месяц. Деньги мы тратили кто на что. Как-то мы приобрели «Жигули», на которых разъезжали по гастролям...
Владимир Мулявин на заключительном концерте фестиваля "Славянский базар в Витебске" в 1998 году
Владимир Мулявин на заключительном концерте фестиваля "Славянский базар в Витебске" в 1998 году

На вопрос, правда ли Владимир Мулявин был ужасным водителем, Щелоков ответил:

Очень. До той роковой аварии в жизни Владимира было ещё три. У него была ужасная реакция, Володя мог даже уснуть за рулём! Сегодня уже ни для кого не секрет, что в тот роковой день он был, мягко говоря, под градусом... Уже после я узнал подробности того злосчастного дня от одного из сельских мужиков. Когда Мулявин хотел выехать, его машина застряла. Он позвал местных, чтобы те помогли ему её вытолкать. Увидев его пьяным, они стали уговаривать его никуда не ехать, на что он слукавил — никуда я, мол, не поеду, только отгоню её в другое место... Сегодня я понимаю, что это был знак свыше — то, что его машина застряла. Но Володя проигнорировал его...
— Возможно, если бы я остался, то смог бы переубедить его, уберечь от убийственных идей его супруги... Возможно,«Песняры» существовали бы и сегодня, но мне пришлось покинуть их. Я осознавал, что дальше так продолжаться не может... Я не смог терпеть этот хаос.

Подписаться...

Читать также: