Технология: нужен ли такой предмет школьникам?

Как организовать трудовое обучение в школе без ущерба для учеников.

В годы моего детства, можно сказать, различия между мальчиками и девочками были не только внешними. Это касалось не только брюк, платьев, манер обращения с противоположным полом, но и школы. Да-да, различия касались учебных дисциплин, которые подразумевали присутствие только мальчиков или только девочек. О чём идёт речь?

Конечно, об уроках труда. В той школе, которой я учился, кабинеты труда для мальчиков и девочек находились рядом. Мы расходились на два урока, чтобы заниматься только мужскими или только женскими делами. К мужским занятиям относились умение держать молоток, рубанок, сверлить, собирать электрическую цепь. А к женским…Не могу утверждать, но, кажется, владеть иголкой, умение варить суп или борщ, гладить, вышивать и прочее.

Вместо труда — технология

А теперь давайте посмотрим, как проходят уроки труда в современных школах. Первым делом в глаза бросается то, что их переименовали. Труды превратились в технологию. А вместе с названием исчезли швейные машинки, утюги и выкройки из кабинетов для девочек, а также станки и даже учителя для мальчиков. Вот как комментирует ситуацию учительница одной из школ:

В моем кабинете понадобилось снять шторы. Пользуясь случаем, я унесла их домой. Унесла не насовсем, а чтобы постирать. В школе нет такой возможности. Затем принесла в надежде погладить на месте. Но оказалось легче найти иголку в стоге сена, чем утюг в школе. Просто потому что его там нет.
Оказалось, что в школе нет не только утюга, но и всего одна швейная машинка на всех девочек, которые изучают технологию. С мальчиками дело чуть получше, станки есть. Но нет учителя. Учить их некому. Они ходят с девочками на уроки и, видимо, тоже учатся шить. На одной швейной машинке. Наверно, по очереди. По одной строчке.
Насколько я помню, в нашей школе стояли машинки. Обычные ножные и даже была одна электрическая. Хватало на всех. Сейчас одна машинка на класс. Куда делись те машинки, они ведь не убиваемые почти были. Им сноса не было бы сто лет. Спросила, куда делись машинки старые? Списали. Зачем? Чтобы работать по очереди? Зато теперь стоит одна, но современная. Утюги тоже были, но видимо, ушли туда же, куда машинки.
И так не только нашей школе. Технология заменила труды и труда не осталось. Часто в школах нет учителя труда для мальчиков. Часов у такого преподавателя – самый мизер, найти на них человека сложно, а мужчин в школе среди других учителей может просто не оказаться. Если у девочек ещё кто-нибудь и согласится преподавать, то мальчикам только и остаётся учиться делать салаты вместе с девочками.

Наверно, это общая современная тенденция — обесценивание ручного труда. Девочки не понимают, зачем им нужно уметь шить, а на практике и пуговицу сами не могут пришить. Мальчики не могут забить гвоздь или закрутить шуруп. Да, не всем дано быть рукодельниками, но элементарные навыки получить, по моему мнению, должны все. И в советской школе не все умели искусно шить и вязать, и мальчики часто делали только скалки и табуретки, но, по крайней мере, знали, как нитка в иголку вдевается, и как держать молоток.

Можно долго иронизировать по поводу востребованности умений забивать гвозди и делать раскройку для платья. Можно шутить про навыки работать рубанком. Но по факту, в современном мире навыки владеть иголкой, правильно держать молоток или отвертку уходят в прошлое. Достаточно найти фирму, которая оказывает такие услуги, вызвать мастера и получить профессиональную работу. И при этом никаких трудностей с поиском молотка, иголки с катушкой ниток.

Так нужна ли в школе технология? или она изжила себя в современной школьной программе?

Автор текста — читатель нашего канала, учитель английского языка Ал.Ичский. Если у вас есть интересный опыт школьной жизни и вы хотите им поделиться на страницах нашего канала — свяжитесь с нами.