Пятничные мысли. Назад в будущее

28.09.2017

Привет! Как вы думаете, какие изменения в сайтостроении ждут нас в обозримом будущем?

Очень важно уметь правильно ответить на этот вопрос. Клиенты часто заказывают сайты, ориентируясь на ближайшее время. Им нужен рывок - прямо сейчас. Но с чем они останутся спустя два-три года? Можно ли предугадать, как понадобится менять и перерабатывать сайт? Какой объем инвестиций планировать на это?

В нашем портфолио есть сайты, существующие уже 10 лет. Да, они безусловно устарели, но многие принципы, которые были актуальны 10 лет назад, работают и сейчас. Это было бы невозможно без понимания технологий, которые только будут реализованы.

Куда идут технологии разработки сайтов?

1. Растет количество мобильных пользователей. Новый  iPhone X по стоимости сравним с компьютером, и он уже сейчас не менее мощный, чем рядовой ноутбук. Apple сделали ставку на то, что выбор между ноутбуком и смартфоном будет сделан в пользу смартфона. Уже сейчас во многих тематиках мобильный трафик составляет 30-60%. Пора разрабатывать сайты не с десктопной версии, а с мобильной.

Это ограничивает как объем информации, так и ее структурированность. Функционал полной версии должен включать незначительные дополнения, а не основные механизмы сайта, иначе вы лишаетесь очень существенной части аудитории. Многие интернет-магазины этим пренебрегают (например, Юлмарт), и использовать их мобильную версию невозможно. Думаю, нас ждет скорый передел ниш. Вперед выйдут те, кто понял, как сделать пользователю удобно.

2. Дизайн перестал быть главным. Это становится очевидным. Клиент не хочет визуальной эффектности, он хочет легко получать информацию. Сайты с  “дизайном” стали атавизмом. Но и сделать сайт по новым требованиям оказывается совсем не просто. Часто дизайнеры добавляют “красоту”, чтобы скрыть недостатки своей работы над контентом. Но сейчас это непростительная ошибка.

Контент одержал победу над эффектностью. Мы видим это в проектах Павла Дурова - Telegram, Instant View и Telegraph, в котором вы сейчас читаете эту статью. Видим это в концепции ускоренных мобильных страниц AMP от Google. И на всех современных сайтах. Человек легко отказывается от визуальной нагрузки и украшательств в пользу скорости загрузки и отклика. Частично это связано с предыдущим пунктом. В России мобильный интернет дешевый, а скорость его достаточно высока, но с ростом нагрузки на сеть ситуация изменится и быстрые сайты побьют красивые. Мы возвращаемся на виток, когда сайты делались для модемных соединений и требование в 120-150 кб на страницу было одним из основных. Пора задумываться о скорости. Скорость загрузки страницы уже напрямую влияет на позиции в поисковых системах.

3. Человек хочет получать знакомый отклик, работая с сайтом, видеть стандартные иконки, которые выполняют только ожидаемые действия. Мы идем к стандартам. Google material - концепция, которая сейчас набирает обороты, придумана именно для стандартизации вида, отклика и анимаций. Нововведения в навигации мешают людям, а не помогают. Функционал должен быть примитивным и минимальным для всех сайтов, кроме сервисов для ежедневной работы, типа профессиональной системы администрирования.

4. Везде используется высокое разрешение. Навсегда забываем о png- и gif-иконках. Разрешение нового iPhone - 458 пикселей на дюйм. Сравните с 72 пикселями в стандартном вебе. Старые иконки и логотипы будут выглядеть размытыми и бесформенными или очень много весить. Это еще один аргумент в пользу flat-стиля (“плоский стиль”). Используйте векторные изображения, которые хорошо выглядят вне зависимости от разрешения экрана.

5. Повсюду адаптивный контент. Сайт больше не обязан выглядеть одинаково для всех посетителей. Мы уже видим это у самых крупных игроков. Контекстная реклама уже работает с показом блоков конкретной аудитории. Продающие страницы и магазины будут адаптироваться под конкретного пользователя, его возраст, социальный статус, район проживания и запрос. Реклама работает все хуже, поэтому ждем оптимизацию рекламных материалов в ближайшие 5 лет. У нас уже сейчас есть разработки в этом направлении - как и у многих наших конкурентов.

6. Адаптивный дизайн и интерфейс. Интерфейс тоже больше не является чем-то единым для всех. Он адаптируется, дает продуманный доступ к функциям в зависимости от действий пользователя, предсказывая их на основе нейросетей. Вчера был T9, что будет послезавтра?

Дизайн как форма отображения информации тоже становится более индивидуальным для пользователя. При этом влияние бренда на форму получения информации сильно уменьшится. Я считаю, что из работы над дизайном скоро уйдет человеческий фактор. Правда, это произойдет уже не так скоро. Если первые 4 пункта - вопрос ближайших двух лет, то начиная с пятого мы говорим уже о 5-7 годах в будущем.

7. Но если все станет таким похожим, за счет чего выделяться? Контент одержал победу. Выделиться в ближайшие годы станет возможно только за счет содержания. Качественные фотографии и видео, тексты, приложения - все это задел на будущее. В это стоит вкладывать время и деньги.

Вряд ли вы будете строить дом, рассчитывая только на пару лет. Почему-то многие планируют работу сайта только как временный вариант на ближайшее время, оценивают перспективу максимум на 6 месяцев. На самом деле, когда вы расцениваете сайт как долгосрочное вложение, стараетесь делать прогнозы и поступать в соответствии с ними, вы побеждаете. Иначе уже завтра вы начнете отставать, уступите тем, кто сделает сайт завтра.

Кладезь информации для сайтовода
https://t.me/beio_ru
https://vk.com/beio_ru