Bellalavanda
42 300 subscribers

"Бриллиантовые доспехи" для невест Романовых

13k full reads
16k story viewsUnique page visitors
13k read the story to the endThat's 78% of the total page views
4 minutes — average reading time

Даже сказочные царевны не могут обладать такими сокровищами! И все это великолепие для нее, маленькой скромной принцессы, еще недавно несмевшей и мечтать о том, что однажды она станет невестой наследница российского престола.

Свадьба великого князя Александра Александровича  и Марии Федоровна. Мать Александра, Мария, была принцессой Гессенского немецкого дома, совсем небогатого. Как и все невесты последующих Романовых, она была потрясена роскошью и богатством русского двора
Свадьба великого князя Александра Александровича и Марии Федоровна. Мать Александра, Мария, была принцессой Гессенского немецкого дома, совсем небогатого. Как и все невесты последующих Романовых, она была потрясена роскошью и богатством русского двора
Свадьба великого князя Александра Александровича и Марии Федоровна. Мать Александра, Мария, была принцессой Гессенского немецкого дома, совсем небогатого. Как и все невесты последующих Романовых, она была потрясена роскошью и богатством русского двора

Роскошь императорского двора неизменно поражала любого иностранца. Что и говорить о юных принцессах, перед которыми на бархатных подушках раскладывали роскошные свадебные бриллианты Романовых.

свадебные бриллианты Романовых
свадебные бриллианты Романовых
свадебные бриллианты Романовых

Каждую невесту императорского дома в день свадьбы облачали в «бриллиантовые доспехи». От того, как сияли драгоценные камни, покрывающие невесту с ног до головы, кружилась голова. Все это великолепие весило столько, что девушки с трудом могли сделать реверанс и не упасть. Однако, никто не отказался от такой чести.

венчание великой княгини Марии Александровны и герцога Кларенса,
венчание великой княгини Марии Александровны и герцога Кларенса,
венчание великой княгини Марии Александровны и герцога Кларенса,

Свадебный бриллиантовый убор царских невест состоял из венчальной короны, бриллиантовой диадемы с розовым бриллиантом в центре, крупных серег-вишен, ожерелья из крупных бриллиантов, застежки для мантии и браслета. Кроме того, могли еще присутствовать нити жемчугов, не говоря уже о тяжести подвенечного платья, выполненного обязательно в русском придворном стиле и горностаевой мантии.

Александра Федоровна, супруга Николая II, вспоминала: «Мне надели на голову корону и, кроме того, бесчисленное множество крупных коронных украшений, под тяжестью которых я была едва жива».

свадьба великого князя Сергея  Александровича и Елизаветы Федоровны, 1884 г. и фотопортрет Елизаветы Маврикиевны, супруги великого князя Константина, 1884 г .
свадьба великого князя Сергея Александровича и Елизаветы Федоровны, 1884 г. и фотопортрет Елизаветы Маврикиевны, супруги великого князя Константина, 1884 г .
свадьба великого князя Сергея Александровича и Елизаветы Федоровны, 1884 г. и фотопортрет Елизаветы Маврикиевны, супруги великого князя Константина, 1884 г .

Великая княжна Мария Павловна, выходившая в 1908 г. замуж за шведского принца, в своих дневниках перечисляла все украшения: «диадема императрицы Екатерины с розовым бриллиантом необыкновенной красоты в центре и небольшая корона из малинового бархата, вся усыпанная бриллиантами; там было ожерелье из крупных бриллиантов, браслеты и серьги в форме вишен, такие тяжелые, ,что их нужно было прикреплять к золотым ободкам, которые надевались на уши».

Мария Павловна в свадебном облачении
Мария Павловна в свадебном облачении
Мария Павловна в свадебном облачении

«..накинули мне на голову кружевную вуаль и маленькую корону и прикрепили среди складок веточки флердоранжа. Наконец, они возложили мне на плечи малиновую бархатную мантию с пелериной, отделанную мехом горностая и застигнутую огромной серебряной пряжкой. Кто-то помог мне встать. Я была готова… Я едва могла двигаться».

ВЕНЧАЛЬНАЯ КОРОНА

Миниатюрная бриллиантовая корона использовалась только для свадебных торжеств.

венчальная корона Романовых
венчальная корона Романовых
венчальная корона Романовых

До середины XIX века к каждой свадьбе изготавливали отдельную венчальную корону, а потом разбирали, но после 1884 года стали использовать одну корону, не переделывая ее. Изготовили ее к свадьбе великого князя Сергея и Елизаветы Федоровны, но в том же году планировалось еще несколько свадеб, так что корону оставили.

ДИАДЕМА МАРИИ ФЕДОРОВНЫ

Диадема в форме кокошника, про которую великая княжна Мария Павловна говорит, что это «диадема императрицы Екатерины», скорее всего была изготовлена для Марии Федоровны, а потом ее носила Елизавета Алексеевна.

Диадема-кокошник с розовым бриллиантом
Диадема-кокошник с розовым бриллиантом
Диадема-кокошник с розовым бриллиантом

Диадема стала неотъемлемой часть свадебного убора невест Романовых, может быть из-за розового бриллианта в центре, а может быть из-за общей своей торжественности. Обычно драгоценности переделывали по современной моде, но эта диадема осталась нетронутой с XVIII века.

БРИЛЛИАНТЫ

Ожерелье с крупными бриллиантами «Русская ривьера» было частью свадебных бриллиантов, но иногда императрицы надевали его и по другим случаям.

ожерелье "Русская ривьера"
ожерелье "Русская ривьера"
ожерелье "Русская ривьера"

Особенно любила его жена Александра III, Мария Федоровна.

Бриллиантовый браслет:

"Бриллиантовые доспехи" для невест Романовых

Бриллиантовая застежка-аграф, удерживающая мантию. Размер этой корсажной застежки впечатляет! Оно практически с половину грудной клетки в длину.

аграф императрицы Елизаветы Петровны
аграф императрицы Елизаветы Петровны
аграф императрицы Елизаветы Петровны

Изначально это украшение было изготовлено для императрицы Елизаветы Петровны.

бриллиантовые серьги-вишни
бриллиантовые серьги-вишни
бриллиантовые серьги-вишни

Очаровательные серьги-вишни были так тяжелы, что одна из невест даже взбунтовалась против них. Мария Павловна во время свадебного банкета сняла серьги и повесила их на край бокала, чем вызвала изумление императора. После она старалась загладить свою оплошность: «Мой реверанс, когда мы расставались с императором, был особенно глубок, настоящий подвиг, потребовавший удерживать в равновесии диадему, кружевную вуаль и платье из серебряной ткани».

свадьба великой княжны Марии Павловны и шведского принца Вильгельма, 1908 г. и великая княгиня Елена Владимировна в свадебном облечении, 1902 г .
свадьба великой княжны Марии Павловны и шведского принца Вильгельма, 1908 г. и великая княгиня Елена Владимировна в свадебном облечении, 1902 г .
свадьба великой княжны Марии Павловны и шведского принца Вильгельма, 1908 г. и великая княгиня Елена Владимировна в свадебном облечении, 1902 г .

Юные невесты выглядели во всем этом великолепии по-настоящему величественными и прекрасными. Наверное, они казались окружающим ожившими богинями, но сами неимоверно страдали от тяжести и неудобства своего свадебного убранства. «Я не могу дождаться минуты, когда можно будет освободиться от этого дурацкого платья, мне кажется, что оно весит прямо пуды!» - призналась молодая супруга Великому Князю Александру Михайловичу прямо во время свадебной церемонии.

фрагмент картины "Венчание Николая II и Александры Федоровны"
фрагмент картины "Венчание Николая II и Александры Федоровны"
фрагмент картины "Венчание Николая II и Александры Федоровны"

Императрица Александра Федоровна вспоминала, что от веса драгоценностей и свадебного облачения у нее невероятно болела голова, а на плечах остались темно-синие кровоподтеки.

Что ж, можно считать это первым испытанием роскошью для будущих императриц и Великих княгинь.

Свадебное платье последней императрицы Александры Федоровны

Подписывайтесь на мой канал об истории, чтобы не пропустить новые статьи! И спасибо вам за лайки!