Можно ли с помощью новых технологий сделать выборы абсолютно честным?

7 August 2020
Можно ли с помощью новых технологий сделать выборы абсолютно честным?

В последнее время вопрос фальсификации выборов становится все более актуальным. Меняется избирательное законодательство и сами выборы, создаются разные схемы по контролю за честным подсчетом голосов. Однако, современные технологии чтобы сделать выборы честными, используют только отдельные страны. В бывшем соцлагере до сих пор полагаются на бумажные бюллетени и проверенных людей, которые считают голоса на глазах наблюдателей. Могут ли выборы вообще быть честным? Мы задали вопрос экспертам, как с помощью цифровых технологий сделать выборы в любой стране максимально честными. 

Борис Сысоев, владелец и business developer IT онлайн-стартапов, специалист по отбору и развитию персонала.

Теоретически все инструменты, для «абсолютно честного» голосования у человечества уже давно есть, но на практике это до сих пор не работает. Самая большая проблема здесь в правовом вопросе и человеческом факторе. То есть чисто теоретически, вполне можно создать максимально защищенную систему, которая будет полностью свободна от влияния человека. Даже сейчас для этого существует достаточно инструментов. Начиная от обычных облачных гугл-форм, заканчивая сложными продуктами, созданными под конкретные задачи. 

Однако на практике довести защищенность до абсолюта невозможно. 

Во-первых, чтобы исключить возможность влиять на результаты голосования, ПО должно разрабатываться независимой компанией. Если мы говорим про государственную сферу применения, например, выборы – разработку придется отдать иностранной компании. Как вы понимаете, подобная схема невозможно, поскольку ставит под угрозу вопрос суверенитета.

Как только возникает посредник в лице живого человека между голосующим и любой, даже  самой защищенной в мире системой, голосование уже не может считаться абсолютно честным.  

Опять-таки существуют еще как юридические, так и технические проблемы. Например, чтобы результаты любого голосования признавались легитимными, каждый человек, вне зависимости от технических возможностей должен иметь возможность проголосовать. То есть если мы говорим про голосование на государственном или даже муниципальном уровне, нельзя ограничить прием голосов только электронной системой. Ведь значимая часть голосующих – это люди без доступа к интернету и даже компьютеру. А значит, придется вносить в систему голоса таких людей вручную. Соответственно, как только возникает посредник в лице живого человека между голосующим и любой, даже  самой защищенной в мире системой, голосование уже не может считаться абсолютно честным. 

Можно ли с помощью новых технологий сделать выборы абсолютно честным?

Если мы абстрагируемся от темы государства и предположим, что речь идет о менее масштабных вещах, связанных с IT, например, с ПО, то тут абсолютная честность тоже недостижима. Если мы запускаем голосование по какому-нибудь программному обеспечению, мы уходим от необходимости учета голосов тех, у кого нет доступа в интернет, то есть уходим от возможной подтасовки. Более того, с технической точки зрения, системы голосования действительно защищены. Но это все равно не исключает подтасовки из-за человеческого фактора. Достаточно взглянуть на два примера, которые совсем недавно прогремели в новостях:

  • Попытка обрушить рейтинг приложения TikTok в гугл плей пользователями из Индии
  • Низкий пользовательский рейтинг консольной игры The Last Of Us II и восторженные отзывы всех критиков и СМИ.

Оба этих случая наглядно показывают, что достаточно легко манипулировать сознанием массового пользователя. И в интернете то и дело возникают движения по накрутке или обрушению рейтингов фильмов, игр, приложений. 

В первом была массовая кампания по снижению рейтинга на волне «хайпа», но здесь нельзя исключать и политический аспект. Тогда за одну ночь рейтинг приложения рухнул с 4,5 звезд до 2. Но через какое-то время Google play просто отменил все негативные отзывы, посчитав их массовой накруткой, вернув первоначальную оценку приложению. 

Во втором случае, поскольку тема, поднятая в «The last of us II» политизирована, все СМИ и официальные эксперты пишут восторженные отзывы, которые затмевают реальные оценки геймеров. В итоге в сознании массового пользователя, который не заинтересован в «поиске правды» игра выглядит шедевром десятилетия, побуждая к покупке. 

То есть вне зависимости от защищенности системы, мы видим, что результатами голосования легко манипулировать, и никто не стесняется это делать. Иногда подобные действия преследуют коммерческий интерес, иногда это просто «хайп». 

Смысл в том, что неважно, кто именно контролирует ту или иную платформу и кто конкретно следит за чистотой голосования. До тех пор, пока саму систему разрабатывает и контролирует человек, всегда сохраняется возможность повлиять на результат её работы.

Читайте статью полностью на Digital Report, подписывайтесь на канал в Яндекс Zen, Facebook и Twitter