Если бы знали, с кого Леонид ШВАРЦМАН делал Попугая, мультфильм бы сразу уничтожили

32k full reads
105k story viewsUnique page visitors
32k read the story to the endThat's 31% of the total page views
8 minutes — average reading time

ПРОфессионал Союзного государства

Почему у Чебурашки съехали ушки

«Варежка», «Золотая антилопа», «Чебурашка», «Снежная королева», «38 попугаев»... Все эти мультфильмы входят в сокровищницу даже не российской и советской, но мировой анимации. А объединяет их общий создатель – Леонид ШВАРЦМАН. Сейчас ему уже 100 лет! Нашему журналу патриарх мультипликации рассказал о том, как делать картинки живыми

Фото: https://story.ru/
Фото: https://story.ru/
Фото: https://story.ru/

Про детство

Я родился в Минске, в Белоруссии, это моя родина. Отец был бухгалтером, мама домохозяйкой. У меня были старшие брат и сестра, брат увлекался рисованием, это повлияло и на меня. Рисовал с детства. В семь лет пошел в нулевой класс. Учился, а параллельно занимался в художественной студии.

После школы переехал в Ленинград. У меня была заветная мечта – поступить в Ленинградскую академию художеств. Но подготовка оказалась недостаточной, и мне предложили поступить в художественную школу при академии. Я согласился, и до самой войны учился там.

Про выбор

Первый мультфильм увидел после войны, когда был уже взрослым. В те времена телевизоров не было, и у детей не было возможности часто смотреть мультики. Это был, как тогда говорили, «трофейный фильм», диснеевский «Бэмби». Он произвел на меня огромное впечатление, перевернул всю жизнь.

Сказку про маленького оленёнка Бэмби Уолт Дисней снял в 1942 году. Фото: Youtube.com
Сказку про маленького оленёнка Бэмби Уолт Дисней снял в 1942 году. Фото: Youtube.com
Сказку про маленького оленёнка Бэмби Уолт Дисней снял в 1942 году. Фото: Youtube.com

Мне повезло, что первым был именно «Бэмби», один из лучших американской мультфильмов. Я сразу пересмотрел свои планы и поехал в Москву, поступать во ВГИК, на художественный факультет. Там было отделение натурного и мультипликационного кино. Я выбрал мультипликацию, эта работа была близка к художнику–оформителю книг, графику.

Учиться во ВГИКе было очень интересно. Почти все предметы у нас были связаны с будущей профессией – живопись, рисунок с натуры. Были и занятия мультипликацией. Кафедру тогда возглавлял профессор Иванов-Вано – знаменитый режиссер, который снял вместе с художником Львом Мильчиным «Конек-горбунок». Лев был моим другом детства, мы с ним вместе пошли в нулевой класс в 27-м году. Он закончил ВГИК в 1943-м в эвакуации, в Алма-Ате. Когда я был студентом, он уже преподавал нам карикатуру и шарж. Такое стечение обстоятельств: мой друг оказался моим преподавателем. Через всю жизнь мы пронесли нашу близость и дружбу. Вот как бывает.

Про первую работу

Другой мой преподаватель, Анатолий Сазонов, обучал нас искусству мультипликации и работе над персонажем. Ему понравилась моя курсовая работа по разработке образа Буратино. Я был тогда на третьем курсе и он мне предложил быть ассистентом на фильме «Федя Зайцев», который ставили известные режиссеры сестры Брумберг. Я с радостью согласился.

«Федя Зайцев» — советский рисованный мультфильм, который создали Валентина и Зинаида Брумберг по сценарию Николая Эрдмана и Михаила Вольпина  в 1948 году. Фильм принёс сёстрам Брумберг громкий успех и стал настоящим событием в послевоенном кинематографе. Фото: Youtube.com
«Федя Зайцев» — советский рисованный мультфильм, который создали Валентина и Зинаида Брумберг по сценарию Николая Эрдмана и Михаила Вольпина в 1948 году. Фильм принёс сёстрам Брумберг громкий успех и стал настоящим событием в послевоенном кинематографе. Фото: Youtube.com
«Федя Зайцев» — советский рисованный мультфильм, который создали Валентина и Зинаида Брумберг по сценарию Николая Эрдмана и Михаила Вольпина в 1948 году. Фильм принёс сёстрам Брумберг громкий успех и стал настоящим событием в послевоенном кинематографе. Фото: Youtube.com

Вот так, волею судеб, в феврале 1948-го года я оказался на киностудии «Союзмультфильм», где проработал всю жизнь, до 2002 года. Вначале был ассистентом художника-постановщика у режиссёра Льва Атаманова. С ним мы сделали наши самые замечательные картины. Этот период – лучший в моей работе и жизни на киностудии.

Первой моей картиной, как художника-постановщика вместе с Александром Винокуровым, был «Аленький цветочек». Вторым нашим фильмом была «Золотая антилопа», третьим – «Снежная королева». Это был полнометражный мультфильм, он шел 1 час 10 минут. Мы трое – режиссёр Лев Атаманов, Саша Винокуров и я – очень сблизились, стали дружить и сотрудничать, как режиссеры-постановщики, проработали вместе много лет, сделали много других фильмов, поменьше. Из больших был еще «Ключ», но это было уже значительно менее интересно, чем те три фильма, с которых мы начинали. Это был настоящий взлет нашей троицы. Эти три замечательных мультфильма до сих пор известны и пользуются популярностью, чему я несказанно рад.

Про живое и рисованное

Во времена съемки «Аленького цветочка» у нас использовалась технология «Эклер», с помощью которой мы добивались большой убедительности. Персонажи на экране выглядели очень реалистично, ярко и узнаваемо. Мы сначала снимали живых актеров, а потом наши художники-одушевители пускали изображение на экран и переводили на прозрачную бумагу наиболее яркие и основные положения персонажа. Часто, для большей убедительности мы снимали тех актеров, которые озвучивали персонажей. Потом художники обрабатывали основные компоновки, рисовали сцены и записывали экспозиционные листы, с помощью которых в сцены вставлялись реплики.

 Роль купца для мультфильма "Аленький цветочек" играл Николай Боголюбов, ученик Мейерхольда. Фото: Youtube.com
Роль купца для мультфильма "Аленький цветочек" играл Николай Боголюбов, ученик Мейерхольда. Фото: Youtube.com
Роль купца для мультфильма "Аленький цветочек" играл Николай Боголюбов, ученик Мейерхольда. Фото: Youtube.com

Мультипликатор рисовал основные, самые важные моменты движения, а промежуточные рисовали художники-фазовщики. Процесс создания такого фильма требует от художника-мультипликатора огромного труда и умения свободно рисовать во всех положениях. Профессия мультипликатора очень сложная и редкая, поэтому наряду с режиссером и художником-постановщиком он так же считается автором будущего мультфильма.

Про компьютер

Сейчас все делается совсем по-другому. Используется компьютер, который, с одной стороны, упрощает труд, а с другой, многое выхолащивает. Я к компьютерной анимации отношусь отрицательно. Это суррогат того, что делалось руками. Раньше художники разных профессий вкладывали в мультфильм свою душу и сердце, и это чувствовалось. Отсюда и такая отдача – многие советские мультфильмы до сих пор актуальны и популярны.

Создание персонажей времен расцвета «Союзмультфильма» и современных персонажей очень отличаются. Может быть, я просто большой патриот нашей киностудии, но мне кажется, те персонажи были более глубокие, душевные и интересные.

Про разницу между мультипликатором и аниматором

Мультипликаторы – от слова «мультипликат» - «умножитель», то есть создатель большого количества рисунков. Аниматор – от слова «анима» - «душа». Это человек, который одушевляет, двигает рисунки и куклы. Аниматоры – те же актеры. Они делают персонаж живым, разыгрывают его поведение, характер, поступки, создают действо. Сейчас чаще называют аниматорами, во время моей работы мы назывались мультипликаторами. Это одно и то же, хотя мне больше нравится другое название моей профессии – «одушевитель».

Про героев

За большую и долгую жизнь я успел поработать и в рисованной и в кукольной анимации. И то, и другое мне очень близко. Много лет работал режиссером и художником-постановщиком мультфильмов, создал мультсериал, шесть мультфильмов про маму-обезьяну и ее детишек. Были хорошие мультфильмы «Доверчивый дракон», «Я жду тебя, кит!» по японской сказке. Но все же больше я считаю себя художником. Мне это ближе и работа моя там значительно более яркая, чем в роли режиссёра.

Мультсериал "Обезьянки" стал плодом многолетнего знакомства и сотрудничества Леонида Шварцмана и Григория Остера. Фото: Youtube.com
Мультсериал "Обезьянки" стал плодом многолетнего знакомства и сотрудничества Леонида Шварцмана и Григория Остера. Фото: Youtube.com
Мультсериал "Обезьянки" стал плодом многолетнего знакомства и сотрудничества Леонида Шварцмана и Григория Остера. Фото: Youtube.com

Создание персонажа - наиболее интересная часть процесса создания мультфильма. Если фильм снимается по произведению, все начинается с литературы. «Снежную королеву» мы снимали по сказке великого Андерсена. Сперва был написан сценарий. Туда что-то входило из первоисточника, что-то не входило, что-то усиливалось, что-то подчеркивалось.

Потом, вместе с режиссером Атамановым, мы сели за раскадровку. Этот процесс можно сравнить с комиксом – изложением сюжета в большом количестве рисунков, которые описывают основные положения и сцены будущего мультфильма. Для маленького мультфильма будет достаточно 50-70 рисунков. Для полнометражного, такого как «Снежная королева» нужно около 300-500 рисунков.

Если бы знали, с кого Леонид ШВАРЦМАН делал Попугая, мультфильм бы сразу уничтожили

Режиссер сидит вместе со мною и говорит примерно, что бы ему хотелось видеть. Я тут же, в процессе разговора, рисую композиции и в черновом варианте намечаю будущий персонаж. С этих почеркушек и рождается персонаж. Я рисую конкретного героя, делаю много набросков. Что-то бракую сам, что-то показываю режиссеру, объясняю свое видение, а он выражает свое мнение. В этом диалоге и рождается персонаж, которого художник доводит до ума.

Работа над каждым идет по-разному. Есть герои, которые у меня получались моментально, а над некоторыми приходилось биться очень долго.

Когда мы делали «Крокодила Гену и его друзей», персонажи Крокодила и Шапокляк вышли у меня легко и быстро. Потому что у Успенского было все четко и буквально сказано: «Крокодил Гена работал в зоопарке крокодилом. Когда кончался рабочий день, звенел звонок, он надевал шляпу, брал свою трубку и уходил домой». Этого было достаточно для того, чтобы я нарисовал джентльмена, в терракотовом пиджаке, с «бабочкой» и трубкой.

Фото: Youtube.com
Фото: Youtube.com
Фото: Youtube.com

В работе над Шапокляк все началось со слова «шапокляк». Как известно, в XIX веке так называли головной убор - складной цилиндр. На нем была кнопочка, при нажатии которой громоздкий цилиндр складывался, и его можно было легко носить под мышкой. Это было толчком к созданию образа старушки в строгом черном платье. На голову ей я тоже одел шляпку, похожую на сложенный цилиндр, который держала большая булавка. Еще один аксессуар XIX века - дамская сумочка-ридикюль, в которой она носила свою помощницу, крысу Лариску. Поскольку старушка была очень любопытной, въедливой и довольно вредной, я сделал ей длинный нос, розовые щечки и седые волосы с пучком. Платье украшали кружевные жабо и манжеты.

Фото: Youtube.com

А вот над образом Чебурашки бился долго. О нем в предисловии Успенского сказано: «Когда я был маленький, родители мне подарили старую плюшевую куклу со странной заячьей головой, глазами, как у филина и маленьким хвостиком, как у медвежонка». Вот и все. Там нет ни слова об ушах, которые стали отличительной чертой Чебурашки. Когда я начал рисовать, сперва у меня получились большие глаза, но не желтые, как у филина, а удивленные, как у маленького ребенка. Ушки сначала находились на макушке, причем размер был небольшой. Постепенно они начали сползать в стороны, как у человека, и увеличиваться. Это был очень длительный процесс. Раньше у моего Чебурашки был хвостик и коротенькие ножки. Расцветка медвежонка – коричневая с оранжевой мордочкой и грудкой появилась сразу. Вот так он у меня трансформировался очень долго и медленно.

Я показывал эскизики режиссеру Качанову, он приходил ко мне регулярно. Так постепенно, около двух месяцев я приходил к такому образу Чебурашки, каким его знает весь мир. Подготовительный период перед съемкой мультфильма обычно равен 6-7 месяцам. Потом примерно столько же мы снимаем фильм по уже созданным персонажам – рисованным или подготовленным куклам.

Фото: Youtube.com

В фильме «38 попугаев» Мартышка и Слоненок у меня тоже появились довольно быстро, а вот Удав и Попугай – с большими приключениями. Я не особо люблю змей, а персонаж создавать было необходимо. Ходил в зоопарк, рисовал разных гадов, а приятного героя придумать не мог. До тех пор пока не догадался вытянуть ему мордочку, сделать нос, веснушки и удивленно поднятые брови. Вот тогда он стал тем самым Удавом – мыслителем и философом, который требовался по сценарию Григория Остера. Он потом много сценариев написал и мне, как режиссёру.

Фото: Youtube.com
Фото: Youtube.com
Фото: Youtube.com

С Попугаем тоже были сложности. Сначала я сделал его такого, как в фильме, но с длинным хвостом. Когда мультипликаторы-одушевители стали работать, оказалось, что хвост очень мешает и его предложили убрать. Это вызвало много волнений со стороны руководства нашего кукольного объединения, но потом, в приказном порядке все же хвост убрали, и получился тот Попугай, которого мы знаем. С хохолком, стоящий на двух ножках, активно жестикулирующий харизматичный лидер. Мы считали, что он очень похож на директора нашего кукольного объединения Иосифа Боярского. А потом взяли выше: кто-то заметил, что он похож на самого Владимира Ильича Ленина, и мы стали уже осознанно подтягивать его к образу вождя.

Попугая Леонид Шварцман делал с Вождя мирового пролетариата. Фото: Youtube.com
Попугая Леонид Шварцман делал с Вождя мирового пролетариата. Фото: Youtube.com
Попугая Леонид Шварцман делал с Вождя мирового пролетариата. Фото: Youtube.com

Про коллег в мультфильмах

Многие из моих персонажей срисованы с коллег и знакомых. Обычно я делаю наброски до тех пор, пока не увижу в рисунке какое-то знакомое лицо. Так получилось с мамой из мультфильма «Варежка». Рисовал я ее рисовал, а потом увидел, что это Тамара Полетика, наша художница. Тогда я стал подтягивать рисунок именно к ее образу. Когда персонаж имеет прототип, он дополняется большим смыслом, становится значительно живее. Вот такая у меня система работы. Все равно, звериный это или человеческий герой. Ведь звери в наших мультфильмах, как люди – у них свой характер, свое поведение. Поэтому я рисую до тех пор, пока у меня на бумаге не появляется близкий человек. В собаке-боксере из «Варежки» многие увидели режиссера Романа Качанова. И действительно, сперва я инстинктивно, а потом уже сознательно рисовал шарж на Романа Абелевича. Прототипы никогда не обижаются на мои шаржи, наоборот, гордятся, что в анимационном воплощении попали на экран. У нас на «Союзмультфильме» всегда был народ с чувством юмора.

В 1967 – 1968 годах «Варежка» собрала 5 призов на международных и всесоюзных кинофестивалях. Фото: Youtube.com
В 1967 – 1968 годах «Варежка» собрала 5 призов на международных и всесоюзных кинофестивалях. Фото: Youtube.com
В 1967 – 1968 годах «Варежка» собрала 5 призов на международных и всесоюзных кинофестивалях. Фото: Youtube.com

Про Союзмультфильм

Киностудия Союзмультфильм самого яркого периода была нашим родным домом. Более 500 сотрудников жили большой дружной семьей. Не все были творческими работниками, но это был удивительно колоритный, интересный и теплый коллектив. У нас было полным-полно юмора, розыгрышей, мы вместе справляли праздники, устраивали замечательные балы-маскарады. В то время появлялось много пар. Я познакомился на студии со своей женой, Татьяной Владимировной Домбровской. Сначала она работала у нас художником-фазовщиком, потом стала ассистентом режиссера. На некоторых фильмах мы работали вместе.

Очень жаль, что сейчас все находится в полном упадке. Кроме Союзмультфильма, который еле-еле теплится, есть несколько маленьких студий, которыми руководят наши бывшие коллеги. Только на них сейчас и можно возлагать надежду, как на будущее российской мультипликации. Есть студия Юрия Норштейна «Артель», где он на протяжении уже 30 лет делает полнометражный фильм «Шинель». Есть студия Гарри Бардина «Стайер». Он сделал много хороших картин, его полнометражный фильм «Гадкий утенок» получил большую известность. Была студия «Пилот», которой руководил Александр Татарский, сейчас она тоже слабо функционирует.

Что-то делается, но это уже не «Союзмультфильм», ни по масштабам, ни по значимости.

Судьба нашей главной мультипликационной киностудии призрачна и непонятна. В 2011 году мы встречались с Владимиром Владимировичем Путиным, он обещал наладить положение дел. Что-то было сделано, но сейчас все снова пришло в упадок. Мне об этом тяжело говорить.

Про корифеев

Для нас образцом и примером был Уолт Дисней. Очень многое в творческой и технической части мы и вся мировая мультипликация переняла у него. По моему мнению современную анимацию создал именно Дисней.

Из наших режиссеров, с которыми я работал, мне очень нравится Лев Атаманов, Иван Уфимцев, Роман Качанов. Это очень талантливые, яркие люди, которые оставили замечательные фильмы. Для меня очень близок и дорог Фёдор Хитрук. Достаточно сказать, что в «Снежной королеве», где он был аниматором, он создал всего Оле-Лукойе. Это был наш самый яркий одушевитель, а потом он стал одним из самых ярких режиссеров. Очень нравятся Юрий Норштейн и Эдуард Назаров. Два этих режиссера создали много замечательных фильмов, которые близки и детям, и взрослым. Все Назаровские фильмы полны юмора. Я считаю, что юмор в искусстве – это самое важное и редкое явление. Будто то литература, мультипликация или свойство души человека.

Среди советских мультфильмов, популярных за рубежом, «Снежная королева» давно и прочно удерживает 1-е место. Фото: Youtube.com
Среди советских мультфильмов, популярных за рубежом, «Снежная королева» давно и прочно удерживает 1-е место. Фото: Youtube.com
Среди советских мультфильмов, популярных за рубежом, «Снежная королева» давно и прочно удерживает 1-е место. Фото: Youtube.com

Белорусский мультипликатор Михаил Тумеля даже был у меня в гостях. Он мне подарил очень интересную книжечку «Наш Вавилон». Она написана с юмором, вышла небольшим тиражом.

В Минске был очень давно. Последний раз 30 лет назад, в 1985 году, на всесоюзном кинофестивале. Это уже был совсем другой Минск, не тот город, в котором я вырос.

Про самую любимую работу

Из кукольных мультфильмов любимым стал «Варежка», а из рисованных «Золотая антилопа», который мы делали вместе с Винокуровым как художники-постановщики.

Про мультивоспитание

Когда я делал мультфильмы, каждый раз чувствовал ответственность за детей, которые их будут смотреть. На эту тему в послевоенные годы на «Союзмультфильме» ходила байка о том, что сам Папа Римский говорил, что детей надо воспитывать на советских мультфильмах, которые несут добро. Так ли это на самом деле, не знаю, но это и приятно, и правильно.

Мультфильмы, как и любое искусство, влияют на формирование черт характера у детей. Но сейчас все изменилось. Дети больше играют в компьютер, смотрят разные вещи, которые не следовало бы видеть. Жестокость на экранах и в компьютерных играх зашкаливает. А в наши времена именно мультфильмы играли огромную роль в формировании характера. И мы всегда это чувствовали.

А ваши дети любят советские мультики? Пишите в комментариях, давайте делиться мнениями!👇👇👇

подготовила Яна ЧУМАКОВА

Материал дан в адаптированном варианте.

© "Союзное государство", № 4, 2016

Дочитали до конца? Было интересно? Поддержите журнал, подпишитесь и поставьте лайк!

ПАТРИАРХИ СОЮЗНОГО ГОСУДАРСТВА

Генерал Георгий ШПАК: операция по штурму Грозного называлась "лом" и планировалась на "ломовом" уровне

Что Леонид Якубович подарил своей 104-летней поклоннице

И тогда Владимир Прокопцов привёл в музей Александра Лукашенко

Что кричали, бросаясь в атаку?

Белорусского режиссёра, за поиски пропавших без вести солдат, обвинили в шпионаже

Какие операции "лейтенанта Алёши" до сих пор засекречены?

Два последних разговора с Михаилом ЖВАНЕЦКИМ: «Батька – молодец!»