64 266 subscribers

И белые, и красные пели одни песни. Какие?

2k full reads

Мастера Союзного государства

Как большевики переделывали белогвардейские песни, какие современные песни уже стали народными и зачем монастырский хор исполняет песню Армстронга нам рассказал регент хора Сретенского монастыря, главного хора Русской Православной церкви Никон ЖИЛА.

С Никоном ЖИЛОЙ мы встретились в тон-студии Мосфильма, на записи нового диска.
С Никоном ЖИЛОЙ мы встретились в тон-студии Мосфильма, на записи нового диска.

- Никон Степанович, на ваших концертах много тех, кому меньше сорока?

- Всё-таки наш зритель – человек старше сорока лет. Мы исполняем песни, которые прошли большой временной путь и известны более взрослому поколению. Тем не менее, молодёжь тоже приходит, что очень приятно. Поэтому мы как раз и пропагандируем хорошие, с детства любимые нами песни советских композиторов. Которые говорят о самом главном: о высоких человеческих качествах, о вере, дружбе, достоинстве, чести. О том, как люди, зачастую не жалея себя, создавали свою страну.

Светская песенная традиция, конечно, в лучших своих проявлениях, обращена к человеческой душе. В этом состоит родство культур. Когда мы формируем светский репертуар, особое внимание обращаем на духовное состояние, которое возникает у человека при исполнении или прослушивании песни. Мы не пренебрегаем советским певческим наследием, в котором есть немало подлинных шедевров.

- Но почему во времена богоборчества, когда свобода отсутствовала в принципе, появлялись такие замечательные песни? А сегодня, когда, напротив, никто ни к чему не принуждает, появляются почти исключительно песни-однодневки, про которые лет через пять уже никто не вспомнит?

В Хоре Сретенского монастыря нет монахов, и регент, и певчие – все миряне
В Хоре Сретенского монастыря нет монахов, и регент, и певчие – все миряне

- Период советской власти был временем достаточно жутким. Это была эпоха излома человеческих душ и человеческих жизней, время невероятных страданий. И на этой почве рождались потрясающие песни. Первая половина ХХ века – это три революции, Первая Мировая война, Гражданская, Великая Отечественная. Мой прадед по материнской линии был репрессирован и домой из лагерей не вернулся. Прабабушка всю свою жизнь его ждала, под конец утратила чувство реальности и выходила на дорогу его встречать. Дед рассказывал, как в период голодомора комсомольцы гоняли голодных людей из липовой рощи, когда те пытались собирать там ягоды. Прадед по линии отца был в 1919 году в украинском городе Бахмут расстрелян большевиками.

- За что?

- Он был смотрителем железной дороги. Кто-то сказал комиссару, что он помогал белым. Вместе с ним расстреляли двух приехавших из Киева семинаристов. За то, что они учились на попов. Год назад мой отец поставил памятный крест своему отцу в том месте, где он погребён. Да, времена были жуткие, и люди изливали свою душу в песнях.

- Но многие песни, которые считались советскими, были написаны ещё до революции.

- Это очень интересная тема. У нашего хора есть целая программа, посвящённая дореволюционному песенному репертуару. Многие песни большевиками действительно заимствовались. Кто-то очень правильно заметил: «И белые, и красные любили одни и те же песни». В этом трагизм того, что произошло с нашей страной. Брат пошёл на брата, отец на сына. Произошло страшное раздвоение внутри человеческого сердца, когда одни воевали за новую власть, другие поддерживали прежнюю.

В культовом фильме Эдмонда Кеосояна  "Новые приключения неуловимых"  поручик Перов в исполнении Владимира Ивашова задушевно поёт песню "Русское поле", написанную Яном Френкелем и Инной Гофф в 1968 году. И ведь веришь, что белогвардеец мог это петь! На фото - кадр из фильма.
В культовом фильме Эдмонда Кеосояна "Новые приключения неуловимых" поручик Перов в исполнении Владимира Ивашова задушевно поёт песню "Русское поле", написанную Яном Френкелем и Инной Гофф в 1968 году. И ведь веришь, что белогвардеец мог это петь! На фото - кадр из фильма.

- Вчерашние братья убивали друг друга под одни и те же песни?

- Не совсем одни и те же, каждая сторона переделывала их под свои нужды.

- То есть музыка, эмоциональная составляющая, оставалась старой, а идеологическая, а именно слова – менялась.

- Совершенно верно. Например, песня про то, что «Смело мы в бой пойдем за власть Советов» трансформировалась из романса начала ХХ века «Белой акации гроздья душистые». Мелодия была очень популярной, исполнялась и на приёмах, и на музыкальных вечерах, её любили офицеры. Белогвардейцы в гражданскую переписали слова под себя:

Вдали показались

Красные роты
Ружья в атаку!
Вперед пулеметы.
Смело мы в бой пойдем
За Русь святую,
И как один прольем
Кровь молодую.

- А красные переписали по-своему.

- Конечно. У нас есть программа «Песня ХХ века», первое отделение которого как раз посвящено таким песням. Мы их исполняем в первоначальном варианте. Например, вальс «На сопках Манчжурии» в советское время пели на стихи поэта Алексея Машистого, а мы исполняем с оригинальным, дореволюционным текстом самарского поэта Степана Петрова.

-Какую песню чаще всего просят спеть? Скажем, на бис?

- «Конь» Игоря Матвиенко и Александра Шаганова.

- «Только мы с конём по полю идём»...

- Она чрезвычайно популярна, практически с момента появления в 1994 году стала народной. Мы её исполняли во многих славянских странах - и в Польше, и в Беларуси, и на Украине. Особенно любят эту песню русские, которые живут за рубежом. Она стала для них олицетворением современной России.

Еще очень популярна потрясающая песня «Позови меня тихо по имени». Там по-настоящему духовный, почти библейский текст.

- У вас довольно много светских песен, о библейском подтексте которых мало кто задумывается. Скажем, было полной неожиданностью услышать в вашем исполнении знаменитую джазовую «Let My People Go», которую мы знаем в основном в исполнении Луи Армстронга. У нас ведь мало кто задумывается над тем, что это спиричуэл, написанный на библейскую историю о споре Моисея и Фараона.

- Эта песня стала подарком для наших слушателей в Соединённых Штатах, во время концертной поездки 2007 года, посвященной воссоединению Русской Православной и Русской Зарубежной Церквей. Мы в течение месяца объехали вокруг света, пели в США, Канаде, Австралии, в Европе… Участвовали в богослужениях, давали концерты. Это была, наверное, одна из самых запоминающихся поездок. Сделать «Go Down Moses» предложил отец Тихон (Шевкунов), бывший тогда наместником Сретенского монастыря. Идея нам показалась очень интересной, необычной. Было сложно вообще понять, что в итоге получится. Но получилось хорошо. Первым ее исполнителем был Дмитрий Белосельский. Сейчас он уже заслуженный артист России, солист Большого театра, его регулярно приглашают петь и в Ла Скала, и в Метрополитен-опера, и в Венскую оперу.

- Отец Тихон вообще активно участвовал в подборе репертуара?

- Не просто участвовал, можно сказать, что именно благодаря ему мы и создали свой репертуар. Владыка всегда принимал очень живое участие в нашей концертной деятельности, мы посетили вместе с ним немалое количество стран. Отец Тихон, по сути дела, организовывал эти поездки. Не бывали разве что в Африке и в Антарктиде. И, конечно, мы с владыкой Тихоном обсуждали песенный репертуар. Поэтому глубокая ему благодарность и признательность за всё то время, которое мы вместе проработали.

Для хорошей записи а капелла нужны не только хорошие голоса и акустика, но и хорошая аппаратура
Для хорошей записи а капелла нужны не только хорошие голоса и акустика, но и хорошая аппаратура

– Что на будет на диске, который вы сейчас записываете?

– Диск пока в работе. Но песни, которые мы хотим для него записать, просто замечательные. Это золотой фонд нашей Родины. Там и народные шедевры, и советские: «Спят курганы тёмные», «Тополя», «Не жалею, не зову, не плачу», «Отговорила роща золотая», «Подмосковные вечера».

– Вы готовы, как сказано в известном у вокалистов «Трактате о пении», «красиво петь до гроба»?

– Мы готовы петь всегда.

Елена ОВЧАРЕНКО, Валерий ЧУМАКОВ, Москва

Фото: Владимир ВЕЛЕНГУРИН

Материал дан в сокращении. Хотите полную версию - пишите в комментариях.

© "Союзное государство", № 5, 2020

Дочитали до конца? Было интересно? Поддержите журнал, подпишитесь и поставьте лайк!

Материалы по теме

Известный сценарист раскрыл тайны профессии

Беларуси не стоит ждать плюшек от Европы