45 997 subscribers

Минск - город победителей

<100 full reads
187 story viewsUnique page visitors
<100 read the story to the endThat's 44% of the total page views
3,5 minutes — average reading time

Память Союзного государства

Первые наброски тяжелораненый минский архитектор Георгий Заборский сделал в госпитале в 1942 году

Минск - город победителей

Февраль 1942 года. Первый секретарь Челябинского обкома и горкома партии Николай Патоличев посещает эвакогоспитали, размещённые в городе Троицке. В одном из них после обхода начальник госпиталя предложил Николаю Семёновичу познакомиться с «сумасшедшим белорусом, который проектирует памятник Победе для родного Минска».

Минск - город победителей

«Моё оружие – карандаш и кисть»

Георгий Заборский был истощён, с трудом дышал и говорил, правая рука у него почти не работала. Это были последствия тяжёлого ранения в горло и шею, полученного 30 июля 1941 года под Ярцевом Смоленской области. Отодвинув в сторону подрамники, он стал показывать наброски эскизов будущих памятников Победе. Они были нарисованы простым карандашом на обрывках газет и обёртках от бинтов. Секретарь обкома был восхищён мужеством раненого молодого белорусского архитектора, его непоколебимой верой в победу. Николай Семёнович попросил начальника госпиталя обустроить возле кровати Георгия небольшой уголок – отгородить его простынями, чтобы солдат мог продолжать работать.

Позже, вспоминая те долгие месяцы на госпитальной койке, Георгий Владимирович напишет: «Ценой больших усилий мне удалось добыть пол-листа фанеры и пару досок из забора для изготовления подрамников…»

Тогда, в 1942-м, ни Николай Патоличев, ни Георгий Заборский не могли даже представить себе, что судьба сведёт их после окончания войны. И повод для встречи будет тот же – строительство памятника в Минске в честь Великой Победы…

Обелиск решено было строить на Круглой площади Минска
Обелиск решено было строить на Круглой площади Минска

В сентябре 1942 года Заборский написал из госпиталя в Москву письмо председателю Союза архитекторов БССР Александру Воинову: «Я являюсь инвалидом Великой Отечественной войны… И я вновь в строю, но моё оружие уже не штык и граната, а карандаш и кисть. Я избрал для работы задание – составление эскиза идеи проекта памятника героям Отечественной войны».

В ответ на своё письмо он получил предложение стать участником «товарищеского соревнования» на составление эскиза идеи памятника. Не были уточнены ни условия, ни сроки представления эскизов, ни то, каким именно должен быть памятник, где он будет установлен. Но чётко была поставлена задача: восславить мужество защитников Родины.

Май 1954 года
Май 1954 года

Из госпиталя в родной, разрушенный фашистами Минск архитектор Георгий Заборский вернулся только в конце 1945 года. И сразу включился в работу по восстановлению города. Музей Великой Отечественной войны, Суворовское училище, аэровокзал Минск-1, кинотеатр «Пионер», Театр кукол, проспект Сталина (ныне – проспект Независимости), застройка Автозаводской площади, мемориальный комплекс «Брестская крепость-герой». Автор этих и других знаковых проектов в столице и других регионах республики – Георгий Владимирович Заборский. Но самым главным своим делом он по-прежнему считал проект памятника Победе в Минске и продолжал над ним работать в свободное от работы время.

В июле 1950 года в Минск прибыл Николай Патоличев и возглавил ЦК компартии Белоруссии. На заседании комиссии по разработке проекта памятника Победе он узнал солдата из госпиталя, пожал ему руку и рассказал присутствующим о той встрече в Троицке. А через четыре года, 4 июля 1954 года, первый секретарь ЦК и архитектор будут стоять рядом на церемонии открытия монумента Победы. Его приурочили к 10-летию освобождения Белоруссии от фашистов.

Монтаж ордена «Победа», 1953 год
Монтаж ордена «Победа», 1953 год

В конкурсе на создание памятника павшим воинам, партизанам и подпольщикам, который объявил Центральный комитет партии, принимали участие архитекторы со всего Советского Союза. В жюри, возглавляемое партийным руководством, вошли вице-президент Академии наук БССР народный писатель Якуб Колас, известный скульптор Заир Азгур, художник Иван Ахремчик, народная артистка СССР оперная певица Лариса Александровская.

Вокруг обелиска лежат четыре бронзовых венка – символ того, что Белорусскую землю освобождали бойцы четырёх фронтов
Вокруг обелиска лежат четыре бронзовых венка – символ того, что Белорусскую землю освобождали бойцы четырёх фронтов

Предложения о том, каким должен быть обелиск Победы в Минске, были разные: пантеон Великой Отечественной войны, триумфальная арка-монумент со сценами боёв, часовня, музей со скульптурной галереей… Все проекты отправляли в Минск. Главный архитектор проекта Георгий Заборский работал в паре со своим другом Владимиром Королём. По какой-то, только им известной причине свой проект они отвезли в Москву и отправили оттуда по почте. Может, хотели показать жюри, что этот проект делали москвичи, и надеялись, что таким образом их шансы на победу будут больше? Кто знает…

Проект белорусских архитекторов Заборского и Короля был признан лучшим и получил первую премию: 48-метровый обелиск с белорусским орнаментом, увенчанный изображением ордена Победы, постамент, окружённый горельефами с четырёх сторон, литые бронзовый венок и меч.

В Мемориальном зале после реконструкции размещены фотографии военных корреспондентов
В Мемориальном зале после реконструкции размещены фотографии военных корреспондентов

Рождение площади

Победа в конкурсе белорусских архитекторов положила конец спорам и о месте для монумента. Им стала Круглая площадь, расположенная рядом с рекой Свислочь, на перекрестке трёх улиц – Захарьевской, Белоцерковной и Логойской. Но, по сути, как таковой площади ещё не было. До войны, в 1938 году, её только-только начали обустраивать: снесли несколько деревянных жилых домов, расчистили место и по проекту архитектора Романа Столлера заложили два пятиэтажных дугообразных здания.

Уже на стадии проектирования монумента стало очевидно, что он должен стать символом Великой Победы, всенародной памяти и единения народов СССР в борьбе против врага, посягнувшего на советскую землю.

Памятник планировали сделать из белого мрамора с розовым оттенком. Но вскоре были внесены коррективы: основным материалом стал более дешёвый гранит, окончательная высота обелиска составила 38 метров. Также отказались и от цитат белорусских классиков о партизанах. Причина была одна – могли не успеть к установленному сроку. Всё остальное было сделано по проекту.

На стенах Мемориального зала увековечены имена 566 Героев Советского Союза
На стенах Мемориального зала увековечены имена 566 Героев Советского Союза

Монумент возводили всем миром. Мастера на ленинградском заводе бронзового и чугунного литья «Монумент-скульптура» изготовили бронзовый меч, увитый лавровой ветвью. Бронзовые венки с листьями папоротника сделал белорусский скульптор Сергей Адашкевич. Украинские каменотёсы вырезали на граните белорусский орнамент. Белорусские скульпторы Заир Азгур, Андрей Бембель Алексей Глебов и Сергей Селиханов работали над созданием четырёх горельефов, отображающих события Великой Отечественной войны: «Советская Армия в годы Великой Отечественной войны», «Партизаны Беларуси», «Слава погибшим героям» и «9 мая 1945 года». Архитектурный ансамбль, окаймляющий площадь, проектировали архитекторы из Москвы Михаил Барщ и Леонас Аранаускас.

Вокруг обелиска лежат четыре бронзовых венка – символ того, что Белорусскую землю освобождали бойцы 1-го, 2-го, 3-го Белорусских и 1-го Прибалтийского фронтов.

Минск - город победителей

Смальта от Ломоносова

Венчал монумент трёхметровый орден Победы, на отдельных элементах которого была использована смальта, созданная… Михаилом Ломоносовым. С этим материалом связана интересная история. Ещё до войны в Ленинграде были начаты поиски мастерской Михаила Ломоносова, где хранилась изобретённая им в середине XVIII века палитра мозаичных смальт – цветного непрозрачного стекла, которое после обжига в печи сохраняет рубиновый блеск и высокую цветопередачу. Но поиски тогда не увенчались успехом. В дни блокады на территорию Академии художеств, где предположительно располагалась мастерская, попала немецкая бомба. После войны во время расчистки территории помещение мастерской нашли. Ломоносовскую смальту ленинградский художник Рябышев использовал для изображения звезды, Спасской башни и Кремлёвской стены на ордене при строительстве монумента в Минске.

Строительство шло два года. На церемонии открытия монумента слово было предоставлено и главному архитектору проекта Георгию Заборскому. Он был краток: «Я всегда хотел воплотить в жизнь монумент, достойный подвига великого советского народа. И я это сделал».

Оперная певица народная артистка СССР Тамара Нижникова, присутствовавшая на открытии монумента, рассказывала, что многие люди плакали, молились, стоя у монумента на коленях. Сам Заборский позже напишет в своих воспоминаниях, что ещё долго продолжалось паломничество к этому священному месту.

Спустя четыре года Круглая площадь поменяла название на площадь Победы, а ещё через три года – 3 июля 1961 года – у подножия памятника почётный гражданин города Минска Герой Советского Союза генерал-полковник Алексей Бурдейный зажёг Вечный огонь.

У Вечного огня
У Вечного огня

В 1984 году, во время строительства станции метро «Площадь Победы», под площадью построили кольцевую обходную галерею, переходящую в Мемориальный зал. На его стенах – бронзовое изображение Звезды Героя Советского Союза и увековечены имена 566 Героев Советского Союза. Русские, белорусы, казахи, украинцы – все они удостоены высокого звания за подвиги, совершённые на Белорусской земле в годы Великой Отечественной. На площади были установлены постаменты с капсулами с землёй из Брестской крепости и городов-героев.

Реставрационные работы на площади проводились несколько раз. В прошлом году было принято решение обновить монумент и модернизировать площадь Победы. Она имеет статус историко-культурной ценности, поэтому нужно было сохранить её первоначальный облик. В марте этого года взору минчан и гостей столицы предстали обновлённые монумент и площадь Победы. Преобразился Мемориальный зал: появились декоративная подсветка и дополнительные капители. Здесь установлен мультимедийный экран, новые информационные стенды. Размещена экспозиция документальных фото и картин белорусских художников на военную тему. В центре зала венок Славы, сделанный из литого витражного стекла с подсветкой – символ вечного огня памяти.

В выходные и праздничные дни на площади Победы, у Вечного огня несут почётную вахту памяти лучшие учащиеся школ белорусской столицы. Эта традиция родилась в год 40-летия Великой Победы.

Заборский – о Заборском

Внук Георгия Заборского, названый Георгием в честь своего именитого деда, тоже избрал профессию архитектора.

– Для меня площадь Победы имеет много смыслов, – говорит он. – Как для внука Заборского – это символ веры в Победу, совершенно поразительного оптимизма, ведь дед начал рисовать эскизы ещё в госпитале. Я живу недалеко от площади, это часть моих обычных ежедневных маршрутов. И каждый раз площадь и этот величавый мемориал напоминают мне о том, какой огромной ценой завоёвана наша Победа, которую нам надо сберечь и сохранить. А ещё о том, к какому качеству архитектуры я должен стремиться, пускай работаю в другом стиле, с другими материалами и в другую эпоху.

Галина ТРОФИМЕНКО, Минск

Фото Павел МАРТИНЧИК, Дмитрий ЛАСЬКО и из фондов Белорусского государственного архива кино-, фото- и фонодокументов

© "Союзное государство", № 6, 2020

Оригинал материала можно увидеть здесь

Если понравилась статья - ставь лайк, поддержи автора и журнал!

Память Союзного государства

Над Добростью во ржи

Красные яблоки на снегу 1944-го…