Простой вопрос: Где кончается наш человеческий мир и начинается космос?

9 April
<100 full reads
2,5 min.
224 story viewsUnique page visitors
<100 read the story to the endThat's 25% of the total page views
2,5 minutes — average reading time

Космос Союзного государства

С чего начинается космос

Казалось бы – простой вопрос: где граница между нашим миром и тем, что мы называем «космическим пространством». Тем не менее, человечеству понадобились тысячи лет на то, чтобы на него ответить.

Фото: лунник.рф
Фото: лунник.рф
Фото: лунник.рф

В сущности, понятие «космос» достаточно умозрительное. Для древних людей им называли вообще всё глобальное пространство, превышающее размерами нашу Землю и её включающее. Вообще, главным значением греческого слова κόσμος было «мир», «Вселенная». А ещё – «порядок», «мироустройство». Люди были уверены, что по космосу вполне можно летать на воздушных шарах или на перелётных птицах. Мысль о том, что наша атмосфера где-то кончается и переходит в полную пустоту мало у кого возникала в голове.

Только, когда столетие назад воздухоплавание уже стало нормой, а авиация превратилась из мечты просто в диковину, люди начали спрашивать себя и учёных, а почему ни аэростаты, ни аэропланы не поднимаются выше нескольких километров? И ответ, что выше им просто не на чем держаться, вызывал здоровое недоумение. А потом и тоску, потому, что идея об абсолютном вакууме, космической пустоте делала идею межпланетных путешествий практически невозможной. Ибо двигаться, цепляясь за пустоту, казалось нереальным, а про реактивное движение большинство вообще ничего не слышали.

Оставшееся меньшинство, за исключением считанных энтузиастов-космологов, воспринимало его исключительно как игрушку, пригодную разве что для праздничных фейерверков. Соответственно, для того, чтобы покорить межпланетное пространство оставался лишь метод барона Карла Фридриха Иеронима фон Мюнхгаузена, который, как известно, приспособился использовать в качестве скоростного транспортного средства пушечное ядро. Правда, на ядре он летал исключительно в приземном пространстве, как сказали бы сейчас «по баллистической траектории», а для двух своих дальних путешествий на Луну использовал в первом случае семена быстрорастущих турецких бобов, а во втором – сильный морской шторм.

Гравюра французского астронома Камиля Фламмариона "Добравшийся до края Земли путешественник рассматривает устройство Космоса". Источник: https://avatars.mds.yandex.net/
Гравюра французского астронома Камиля Фламмариона "Добравшийся до края Земли путешественник рассматривает устройство Космоса". Источник: https://avatars.mds.yandex.net/
Гравюра французского астронома Камиля Фламмариона "Добравшийся до края Земли путешественник рассматривает устройство Космоса". Источник: https://avatars.mds.yandex.net/

Тем не менее, на рубеже XIX – XX веков почти все космические путешествия в увлекательных фантастических романах осуществлялись за счёт обитаемых неуправляемых капсул-снарядов, выпущенных из огромных пушек.

Самое, пожалуй, известное совершили в середине 1860-х годов герои романа Жюль Верна «С Земли на Луну прямым путём за 97 часов 20 минут», в России больше известного, как «Из пушки на Луну». Справедливости ради скажу, что в одной из повестей, которую мне довелось прочитать, герой долетел до нашей спутницы всё-таки на реактивном транспорте, использовав батарею из нескольких связанных китайских ракет для фейерверков, но это исключение.

Так представлял себе первое космическое путешествие великий мечтатель Жюль Верн. Источник: https://stimul.online/
Так представлял себе первое космическое путешествие великий мечтатель Жюль Верн. Источник: https://stimul.online/
Так представлял себе первое космическое путешествие великий мечтатель Жюль Верн. Источник: https://stimul.online/

Такое осознание, что не просто значительную, а сверхгиперзначительную часть мирового пространства составляет пустота, и заставила людей выделить её в отдельную категорию, отдав её старый философский термин «космос».

А вот граница космоса и атмосферы была определена достаточно точно и конкретно. Сделали это специалисты Международной авиационной федерации. Они высчитали, что на высоте примерно 100 км самолёту, для того, чтобы не упасть, требуется лететь со скоростью примерно 28 000 км/час. Только в этом случае его прорезающие разреженную атмосферу крылья смогут создать ту самую «подъёмную силу», что держит аппарат тяжелее воздуха в воздухе. Но 28 000 км/час это без малого 8 км/сек, а 8 км/сек – это первая космическая скорость, то есть та скорость, при которой крылья становятся просто не нужны. Ибо разогнавшийся до неё объект и так не упадёт, если, конечно не затормозится. Нет, конечно, он будет падать, но при такой скорости он всегда будет «промахиваться», перелетать и падать «мимо» Земли. Эту 100-километровую высоту назвали «линией Кармана» и определили как границу, на которой земная атмосфера переходит в космос.

Но человечество, с его стремлением занять как можно большее пространство, не было бы человечеством, если бы не придумало, как путешествовать в пустоте. И уже в 1920-1930-хх годах в фантастических и в научно-фантастических произведениях начали появляться космические ракеты, работавшие на реактивной тяге. А 4-го октября 1957 года, когда Советский Союз запустил на околоземную орбиту 98-килограммовый Спутник-1, фантастика стала реальностью. Спутник летал по эллипсу на высотах от 215 до 939 км над поверхностью Земли, а это значит, что космос был покорён.

"Спутник-1" снаружи и внутри. Фото: https://avatars.mds.yandex.net/
"Спутник-1" снаружи и внутри. Фото: https://avatars.mds.yandex.net/
"Спутник-1" снаружи и внутри. Фото: https://avatars.mds.yandex.net/

Такой прорыв не успокоил, а ещё более раззадорил человечество: раз можем лететь – значит полетим. И полетели.

Сначала, 12 апреля 1961 года на космическую высоту 175 км поднялся первый космонавт Юрий Гагарин. Потом, 20 июля 1969 года первый «маленький шаг» по поверхности Луны сделал Нил Армстронг. Наши (земные, человеческие) аппараты отправились на Марс, на Венеру, на спутники Юпитера и Сатурна и даже напрямую к звёздам. Пока без человека, но в перспективе – обязательно с ним.

О реальных планах, когда же полетим, читайте здесь! 11 апреля мы поделились личным опытом приобретения собственности на Луне. А на 12 апреля, день 60-летия первого пилотируемого космического полёта, у нас запланировано большое интервью с научным руководителем Института космических исследований РАН академиком Львом Матвеевичем Зелёным.

Валерий Чумаков, Москва

© "Союзное государство", 2021

Дочитали до конца? Было интересно? Поддержите журнал, подпишитесь и поставьте лайк!

НАУКА СОЮЗНОГО ГОСУДАРСТВА

Есть ли жизнь на Венере? Россия возвращается в Большой Космос

Эксперт и член-корреспондент РАН рассказал нам, что творится с нашим климатом и когда Москва станет Парижем

Три важных мегапроекта, которые могут вывести Россию и Беларусь в лидеры экономического роста

Медицинский директор подразделения Pfizer «Вакцины» Мария СЫРОЧКИНА рассказала нам, как должны испытывать вакцины

За чем будет следить Российско-Белорусская космическая система (РБКС)?

Президент РАН академик Сергеев: "Мы завидуем белорусской академии наук"

Ядерные артиллерийские снаряды, мирные термоядерные заряды, а что ещё есть у России?

Как Беларусь спасла карельскую берёзу