39 742 subscribers

Варзобское ущелье и опасная дорога из Худжанда в Душанбе

6,2k full reads
7,4k story viewsUnique page visitors
6,2k read the story to the endThat's 84% of the total page views
4 minutes — average reading time

Условно Таджикистан делится на северный со столицей в Худжанде и южный со столицей в Душанбе, особняком находится Горный Балдахшан на Памире, о котором мы поговорим отдельно. Между северной и южной частью Таджикистана проложена единственная довольно опасная дорога, через которую, скорее всего, проедет каждый путешественник, если соберется сухопутно доехать до Душанбе. Прокатившись по ней в 2015 году на такси, я мечтал порулить сам на своем автомобиле на этих опаснейших горных перевалах.

Удивительно все-таки определяли границы между республиками в советское время. Перейдя границу из Узбекистана в Таджикистан недалеко от города Пенджикент, возникает ощущение, что попадаешь в совершенно иное измерение.

Меняется все: воздух, виды, природа, а вместо степей и пустынь появляются величественные горы!

Хоть мы и не проехали эту дорогу полностью из Худжанда в Душанбе, но влились в нее где-то посередине и захватили самую интересную часть с самым высоким и опасным перевалом.

Вся дорога представляет из себя довольно прямой путь через весь Таджикистан, на котором встречаются горы, кишлаки, подъемы, спуски, серпантины, тоннели, снег и пункты оплаты.

Если ехать через нее на такси, то нужно довольно осмысленно выбирать водителя, т.к. народ довольно горячий, а дорога извилистая и очень опасная.

Не редко внизу пропасти или на серпантинах можно увидеть искореженные ржавые останки автомобилей.

А местные водители очень уж любят обгонять даже не смотря на закрытые повороты.

Сложно понять, что такая дорога, которая для нас стала небольшим испытанием, является обыденностью для большинства жителей этой страны. И они гоняют по ней туда-сюда чуть ли не каждый день.

Не представляю даже, как живут люди в этих высокогорных кишлаках и чем занимаются.

Горы тут меняются от маленьких мягких холмиков до высоких и величественных скал.

Так красиво, что хочется останавливаться каждые 10 минут.

Но наша цель была доехать пересечь самые опасные участки до сумрака, когда ехать по незнакомой извилистой высокогорной трассе опаснее в несколько раз, и добраться в Душанбе не слишком поздно.

Поэтому мы вооружились фотоаппаратами и снимали непосредственно в процессе движения прямо из автомобиля.

Автотрасса лежит через два перевала высотой 3372 м (Шахристан на севере) и 3378 м (Анзоб на юге).

Один из серпантинов, идущих вдоль скалы, на которой видны грузовики на соседних петлях.

Если в самом низу была жара под 30 градусов, то на верху лежит снег.

Ранее дорога была длиной 450 км, но благодаря построенным тоннелям эта она упростилась и значительно сократилась как по времени прохождения (вместо 9 часов около 7-ми), так и по километражу (380 км), но став при этом платной.

По дороге встречается еще много вот таких небольших тоннелей, которые предназначены для того, чтобы очередной оползень не снёс машину.

Самое удивительное, что при своей платности, в самом длинном тоннеле (5 км), отсутствует вентиляция и электричество. Поэтому уже спустя пару минут езды через него, мы начали задыхаться выхлопными газами.

Анзобский тоннель, его открывали в 2006 году президенты двух государств - Таджикистана и Ирана. Иранцы сделали выгодное предложение правительству Таджикистана, попросив разработку руды в этих местах, а взамен пообещали бесплатно построить тоннель. Руду разработали, тоннель проделали, но не сделали работы качественно, из-за чего из высокогорного озера по трещинам в скале его заливает вода.

Пройдя тоннель и оказавшись на другой стороне перевала, стало совсем не смешно. Сумерки, туман (а точнее, зацепившееся за гору облако), узкая сырая дорога с пропастью справа и без отбойников. Включив передачу и побросав фотоаппараты, мы медленно спускались и смотрели внимательно на дорогу в 5 пар глаз. 

Еще час страха на спуске и мы уже внизу на пункте оплаты, которых оказалось несколько, стоящих друг за другом. Отдали мы на них 21 и 3 сомони.

Советую прокатиться по этой дороге, но постарайтесь застать ее только в светлое время суток.

Ставим лайк и подписываемся на мой канал: https://zen.yandex.ru/bepowerback