Бердчанка
17 645 subscribers

Крепостная актриса кормит грудью барского щенка, самая жестокая картина о крепостном праве

3,7k full reads

Пожалуй, полотно Николая Касаткина «Крепостная актриса в опале, кормящая грудью барского щенка» - самая жестокая картина на тему крепостного права. Происходящее на ней настолько дико и бесчеловечно, что кажется просто нереальным.

Молодая красивая женщина лежит в каком-то темном помещении. По красным следам на плечах видно, что ее недавно били плетью или кнутом. Из маленькой коробочки выглядывает щенок, который присосался к груди несчастной. В ногах у женщины лежит ее родной ребенок, но кажется, она не может до него дотянуться, возможно ее приковали цепями.

«Крепостная актриса в опале, кормящая грудью барского щенка». 1910 г.
«Крепостная актриса в опале, кормящая грудью барского щенка». 1910 г.

Большинству читателей придет в голову вопрос:

Что же послужило причиной такого жестокого и изощренного наказания для этой женщины?

Вероятнее всего, актриса отказала барину в близости, так как предпочла кого-то другого. Барин придумал коварную месть. Он дождался пока женщина родит и заточил ее в подвал, заставив кормить щенка и смотреть, как мучается ее родной ребенок.

Картина написана в 1910 году. Возможно, многие люди не поверят в реальность происходящего и назовут работу провокацией и плевком в лицо царскому режиму. Однако, судя по дошедшим до нас источникам, в основе сюжета картины лежали вполне реальные события.

Фактически крепостные крестьяне были бесправны. Несмотря на то, что в Российской империи были законы против жестокого обращения с крепостными, в реальности они почти никогда не соблюдались. Крестьян продавали, обменивали на ценные вещи и животных, а физическое наказание вообще считалось нормой.

Крепостная актриса кормит грудью барского щенка, самая жестокая картина о крепостном праве

Чего только стоят истории с Салтычихой, помещиком Струйским и крепостным гаремом Льва Измайлова. Причем реальное наказание получила только Салтычиха. А ведь это были самые вопиющие случаи жестокости. Мелким тиранам вообще все сходило с рук.

В рассказе Владимира Короленко "В облачный день" описана ситуация очень схожая с той, что мы видим на картине. Барин женился на крепостной крестьянке, но она сбежала от него с офицером. После этого барин возненавидел всех крепостных женщин, но очень полюбил собак. Он заставлял крестьянок кормить щенят грудным молоком.

Анна, — показывай щенят, здоровы ли они у тебя!" — Да они, мол, с чегой-то поколели. — "Как, оба?" — Оба, мол, и поколели. — "Что за причина? Ну, дело не наше, барину доложим". А Алексей в избу входит: "Что вам надо? Зачем пришли? Где закон? Ребенок в зыбке кричи, а щеняты у женщины… ". Владимир Короленко "Облачный день"

Также похожая ситуация описана историком В.И. Семевским в его труде «Крестьяне в царствование Екатерины II». Там помещик велел жене дворового крестьянина кормить грудью двух щенков. Дворовой щенков утопил, за что был жестоко наказан.

Крепостное право - самая чёрная страница в истории России. Его нельзя оправдывать абсолютно ничем. Те, кто пытается это сделать, на самом деле подлинные русофобы. Нет ничего хуже, когда одна часть народа жестоко эксплуатирует и угнетает другую.

Источники: "Газета комерсант", В. Короленко "Облачный день"