Дело о крупных хищениях в РЖД дошло до суда

25 мая 2018 года Чертановский суд Москвы начнёт рассматривать дело, которое может положить начало громкому антикоррупционному процессу. Речь идёт о растрате 139,9 млн рублей в «НК Бердяуш» в 2010-2013 годах. При расследовании этого дела сыщики вскрыли многомиллиардные хищения в Челябинской области, к ситуации подключилось ФСБ.

Бывшего собственника «НК Бердяуш» Сергея Вильшенко, а также его сотрудников: Екатерину Краснихину, Дмитрия Супруна и Елену Дорожевич, будут судить за вывод средств из компании по фиктивным договорам с субподрядчиками при поставках щебня для нужд РЖД. Летом 2017 года Вильшенко сбежал за границу, российские правоохранительные органы объявили его в розыск по линии Интерпола. По всей видимости, он хочет избежать выдачи на родину за счёт получения статуса беженца в Великобритании. Иначе нельзя объяснить причины, по которым его «правая рука» Екатерина Краснихина пытается втянуть в процесс сына генерального прокурора РФ Артёма Чайку и превратить банальное уголовное дело в политический спектакль.

На фоне других подобных дел история вокруг «НК Бердяуш» выглядит примечательной ещё и потому, что расследование против бывшего менеджмента компании началось с трёх эпизодов растраты на 9,5 млн, 40,9 млн и 85,9 млн рублей, но затем сыщики размотали запутанный клубок фирм-однодневок, который привёл их к организаторам крупного распила бюджетных денег на дорожном строительстве в Челябинской области. Очевидно, что обстоятельства дела заслуживают детального изучения.

Контракты фальшивые, подписи настоящие

«НК Бердяуш» была одним из поставщиков нерудных материалов на объекты ОАО «Российские железные дороги». На протяжении нескольких лет компанию через цепочку «прокладок» контролировал выходец из менеджмента РЖД Сергей Вильшенко. В 2014 году он продал свои доли бизнесмену Артёму Чайке. Компания сменила название на «ПНК-Урал», новое руководство принялось наводить порядок в запутанной бухгалтерии. В ходе внутреннего аудита были выявлены три эпизода растраты при прежних директорах, что и стало причиной обращения в правоохранительные органы.

Расследование подтвердило, что при предыдущем собственнике руководство «НК Бердяуш» заключило целый ряд фиктивных договоров. В частности, в поставки нерудных материалов для РЖД была вплетена «Русская промышленная корпорация» (ООО «РПК»), конечным бенефициаром которой оказался всё тот же Сергей Вильшенко. ООО «РПК» якобы занималось сопровождением грузов в интересах «НК Бердяуш» и РЖД, но в реальности эти услуги существовали только на бумаге. По похожим схемам люди Вильшенко выводили средства от госконтрактов в ООО «ПТК Уралснабкомплект», ООО «Нерудвзрывпром», ООО «Стройкомплект», ООО «НМ-Гранит» и ещё два десятка фирм-однодневок.

Схема была настолько простой, что Владимир Гаца, занимавший пост гендиректора «НК Бердяуш» после Дмитрия Супруна и Екатерины Краснихиной, заключил сделку со следствием и признал подлинность своего автографа на нескольких подложных документах. Суд приговорил его к трём с половиной годам колонии. Вполне вероятно, что остальные участники группы Вильшенко получат более длительные сроки, а потому сейчас они пытаются представить уголовное дело ангажированным.

Загадка о 80 млн долларов

Екатерина Краснихина, а именно она составляла большую часть фиктивных договоров с субподрядчиками, заявила, будто уголовное дело против неё и бывших коллег связано с условиями продажи «НК Бердяуш». По её словам, четыре года назад Сергей Вильшенко и Артём Чайка договорились, что до июля 2017 года покупатель выплатит продавцу 80 млн долларов. Деньги Вильшенко переведены не были и, как утверждает Краснихина, вместо этого появилось уголовное дело. Однако если изучить соглашения между прежним и нынешним собственником «НК Бердяуш», становится очевидно, что бывшая сотрудница компании сознательно вводит публику в заблуждение.

В начале февраля 2014 года Артём Чайка и Сергей Вильшенко действительно подписали меморандум, согласно которому покупатель обязался выплатить продавцу 80 млн долларов с отсрочкой на три года. Через несколько месяцев «НК Бердяуш» выиграла конкурс на покупку 75% акций «Первой нерудной компании» (ПНК), для этих целей компания (уже под контролем Артёма Чайки) оформила в Сбербанке кредиты на общую сумму 4,6 млрд рублей. Поскольку ПНК – это почти два десятка щебёночных заводов и крупные долгосрочные контракты на поставку ресурсов, бизнес «НК Бердяуш» увеличился в несколько раз. Сергей Вильшенко решил поучаствовать в жизни такого ценного актива, в результате чего появился новый меморандум между ним и Артёмом Чайкой.

По условиям нового соглашения, вместо 80 млн долларов Вильшенко должен был получить 20%-тную долю в «НК Бердяуш». В меморандуме сказано, что доля будет передана в его собственность после того, как компания рассчитается по своим кредитным обязательствам. А это, в свою очередь, случится не раньше 2020 года. Копию меморандума с подписями Сергея Вильшенко и Артёма Чайки несложно найти в открытых источниках, но Екатерина Краснихина делает вид, будто не знает о существовании этого документа.

Можно предположить, что весь этот спектакль адресован лондонской общественности и призван помешать задержанию Сергея Вильшенко по запросу Интерпола. Кстати, интерес российских правоохранительных органов к его фигуре продиктован не только ситуацией в «НК Бердяуш», но и многомиллиардными махинациями в дорожном хозяйстве Челябинской области. Материалы настолько убойные, что при отсутствии политических препятствий британским силовикам придётся выпроводить Вильшенко на Родину.

257 фирм-однодневок!

Условия сделки по продаже «НК Бердяуш» – не единственный случай, когда Екатерина Краснихина искажает действительность. Она называет уголовное дело абсурдным: якобы следствие пытается доказать, будто бывший собственник компании воровал сам у себя. Но на самом деле, выходец из РЖД Сергей Вильшенко перегонял через подконтрольные ему фирмы средства, полученные по государственным контрактам, а сама «НК Бердяуш» существовала исключительно за счёт материальной базы, созданной советской железнодорожной отраслью.

Услуги «Русской промышленной корпорации», «Уралснабкомплекта», «Нерудвзрывпрома», которые существовали только на бумаге, привели к необоснованным расходам РЖД и обернулись долгами для нового собственника щебёночной компании. Но это лишь часть проблемы. Те же фирмы-однодневки засветились при распиле 30 млрд рублей, выделенных из федерального бюджета на развитие дорожной инфраструктуры в Челябинской области. Всего правоохранители насчитали в этом деле 257 фирм-однодневок, связанных с Сергеем Вильшенко, Екатериной Краснихиной, Дмитрием Супруном и Еленой Дорожевич. Только одна из них, ЗАО «Южуралавтобан», перечислила фиктивным субподрядчикам более 5 млрд рублей – и это только верхушка айсберга.

Трудно предположить, что бывший менеджер торгового дома РЖД Сергей Вильшенко и его теневые бухгалтеры могли провернуть эти схемы без поддержки высокопоставленных чиновников и купленных адвокатов. Расследование хищений при строительстве и ремонте дорог на Южном Урале продолжается. Масштабы воровства и криминальные схемы, которые тянутся на самый верх, привлекли к этому делу Федеральную службу безопасности, а Следственному комитету пришлось подключить к расследованию специалистов из нескольких регионов. Вполне вероятно, что новые подробности этого дела мы узнаем в ближайшее время.