Пять покушений на Царя Соломона

Для точности три на западе, а два на востоке.

Библейское имя Соломон – редкость в номенклатуре шоу-бизнеса. Не такая, как Элвис, но все-таки редкость. Говорят, будто фамилия Лавкрафт тоже единственная на всю Америку, но песни Элвиса намного интереснее, чем описания уродств и ужасов, которыми славится её обладатель.

В Союзе конца шестидесятых была популярна песня про школу бальных танцев Соломона, чью фамилию писали и произносили по-разному – Кляра, Плярре и т.д. Через подъезд от меня проживала Сима Соломоновна Гомарник, чья дочь работала в театре кукол, а зять носил белые джинсы Lee и был посажен за изготовление фальшивых денег.

Всё это было относительно естественно и понятно. Загадкой оставалось, что и как может петь человек по имени Соломон в Америке. Вычитав это имя в болгарском журнале, я тотчас припомнил эпиграф из книжки Конрада Лоренца:

Во веки веков не бывало царей
мудрее, чем Царь Соломон,
как люди беседуют между собой,
беседовал с бабочкой он.

Прекрасные стихи, но статья журналиста-болгарина была посвящена поп-музыке. Пришлось копать самостоятельно – интерес к соулу среди барыг и лабухов, которых я, несмотря на малолетство, знал немало, оставался нулевым. Его еще не выдумали задним числом ищейки-культурологи, составляя себе престижную родословную.

И вскоре оказалось, что на песни черного царя, посягают самые разные артисты, несмотря на риск посягательств такого рода, потому что их еще надо спеть.

THE CATS – GOODBYE, BABY

Голландская группа, записывая в Англии свой дебютный диск, получила возможность показать вокальное мастерство и чувство стиля, исполнив этот, типичный для Соломона Берка, номер.

Стоит отметить, что известность певцу в первую очередь принесли экспрессивные баллады в стиле кантри с большой дозой ритм-энд-блюза и госпел, под стать его мощному голосу.

Помимо Соломона Берка, «кроссовер» белых и черных жанров успешно сочетали такие мастера, как Джо Саймон, Перси Следж и, разумеется, Джо Текс.

*

ROLLING STONES – CRY TO ME

Замедлив темп одного из самых известных хитов героя данной ретроспективы, Стоунзам в очередной раз удалось адаптировать чужую песню сообразно тому, чего от них ждут.

Солист не хрипит и не берет высоких нот, однако, это Мик Джаггер поет Соломона Берка так же неподражаемо, как, скажем, Отис Реддинг и Арита Франклин интерпретировали песни Роллинг Стоунз.

Сфабрикованной в конце песни истерике было нетрудно подражать, издавая «ква-ква-ква-ква».

Именно так и делал на моих глазах один музыкант любитель, показывая, как надо исполнять фирменную вещь, не владея английским в полной мере.

В дальнейшем он работал старшим рубщиком в бригаде мясников на Крытом Рынке.

*

FRAMOUS FIVE – KEEP A LIGHT IN THE WINDOW

Уровень этой пражской группы был так высок, что отдельные люди путали поющего с Томом Джонсом, услышав Hold On I'm Comin', а на самом деле пел чех.

По крайней мере, Михал Прокоп не копировал Чеслава Немена, уделяя большое внимание тончайшим оттенкам интонации. Мало кто из его восточноевропейских коллег пел на английском так уверенно и свободно, не впадая в поверхностный экстаз.

Он не пытается копировать аутентичных певцов из США, его маяки – Пол Джонс и Крис Фарлоу, за которыми гражданина ЧССР подстерегает гибель в пучине пародии и самолюбования.

Совсем недавно увидел афишу этого артиста в детективе одесской киностудии «Ринг» - приезжал, гастролировал, уверен, что блистательно, где-то в начале семидесятых годов, можно было сходить.

До сих пор вспоминаю эту минуту с болью большой потери – лучше Бунина о таком не скажешь.

*

АНАТОЛИЙ МОГИЛЕВСКИЙ – ЕСЛИ БУДЕМ МЫ ВДВОЕМ

Первая и единственная вещь с официально допущенным воплем и мускулистым соло на советской пластинке.

Что побудило солиста благополучного ВИА вспомнить про If You Need Me, с точностью ответить сложно, возможно, ностальгия по первой молодости.

Роскошный кавер, скрытый за ширмой липового авторства, либо проморгали, либо сознательно – по блату поставили в конце гибкой пластинки по соседству с Битлз и Шокинг Блу, которыми средний советский паренек успел пресытиться к моменту выпуска очередной подачки от фирмы «Мелодия».

Неслыханную по дерзости запись встретили с энтузиазмом, и «Если можешь» прочно вошла в репертуар самодеятельных коллективов в виде блюза, к которому не может быть претензий.

*

PRECIOUS WILSON – CRY TO ME

Погружение в однотипное следует завершать однотипным. Выныривая из ретроспективы, одержимый прошлым аквалангист-любитель слышит знакомые звуки в незнакомой обработке, и понимает, что постарел лет на двадцать, ковыряя дно в поисках сокровищ Царя Соломона, чьи песни, оказывается, поют и помнят.

Пора нырять обратно. «Встречаемся в церкви», как поет черный государь в моей любимой песне.

P.S.

https://www.plastinka.com

Далее
* Пять покушений на Вэна Мориссона
* Пять успешных покушений на Би Би Кинга
* Пять удачных покушений на Бо Диддли