Кому даёт начальное образование современная школьная система

111 full reads

Я хотел бы поделиться некоторыми своими взглядами на советскую систему образования. На современную российскую систему образования. И на образование вообще.

Бытует мнение, что советская система образования была гораздо лучше, чем современная. Что на нее надо равняться, и к ней надо возвращаться.

Я думаю, что это не совсем правильно. Люди очень сильно идеализируют прошлое.

Да, современная система образования в каких-то местах хуже, чем советская. В частности, это касается учебников. Особенно учебников начальной школы.

Букварь 90-х годов. Фото обложки.
Букварь 90-х годов. Фото обложки.

Если в советское время учебники начальной школы писались с такой целью, чтобы дети их могли понять. То сейчас мне кажется, что авторы современных учебников соревнуются - кто из них умнее, кто знает больше умных слов и разных психологических трюков.

Я занимался со многими учениками из начальных классов, исправлял их пробелы в математике. И видел разные учебники. По-моему, по ним просто невозможно учиться. И это создает огромную проблему в современной школе. Потому что ребёнок, который так и не смог разобраться в основах предметов начальной школы, будет очень плохо усваивать то, что ему предлагают в старших классах.

Обложка современного учебника начальной школы. Как вам нравятся образы, на которых учатся дети?
Обложка современного учебника начальной школы. Как вам нравятся образы, на которых учатся дети?

Ведь программа средней школы основана на самых простых вещах, которые изучали в начальной школе. И если ученик эти знания не усвоил, то это серьёзная проблема. Ведь учителям в шестом, в седьмом и более старших классах некогда уже будет восстанавливать пробелы, которые остались с начальной школы! Им надо как-то втискивать в учеников более сложные вещи…

Эта проблема одна из самых серьезных во всём образовании! Она существовала и в советское время, но сейчас она усугубилась. Точнее, была сильно увеличена политикой министерства образования.

Кстати, проблема начальной школы существует не только в России. Мне понравилось решение, которое реализовали в Южной Корее.

Класс южнокорейской школы. Фото с сайта seoulfi.files.wordpress.com
Класс южнокорейской школы. Фото с сайта seoulfi.files.wordpress.com

Там значительно, кажется, в полтора раза, подняли зарплату учителям начальной школы. В результате туда пошли лучшие выпускники. И это постепенно изменило ситуацию в начальном образовании. Хотя проблемы в образовании остались, но корейцы считают, что хорошая базовое образование позволяет их школьникам успешнее справляться с проблемами в старших классах.

Давайте сравним с Россией. Свежих веяний я не знаю, но совсем недавно учителю начальных классов было достаточно закончить техникум или колледж. То есть эти учителя не получают даже высшего образования, а им вполне хватает среднего специального.

Я не считаю, что в педагогических университетах дают знания о том, как успешно учить детей. По результатам работы школ очевидно, что не дают!

Но в колледжах-то их тоже не дают! К тому же вопрос уровня образования - это вопрос престижа. И самые активные ученики будут стараться получить самое престижное образование. Поэтому в колледжи они не пойдут. А после университета они не пойдут в начальную школу. Ведь у нас не Южная Корея, где в начальной школе зарплата значительно выше.

В заключение хочу сказать, что, позанимавшись как репетитор с несколькими тысячами учеников разного возраста и уровня подготовки, могу подвести неутешительный итог – среди них не было НИ ОДНОГО без пробелов в математике начальной школы! Хотя бы маленькие пробелы были у ВСЕХ! Как вы думаете – каким образом это влияло на их понимание более сложных данных математики?

Я занимаюсь с учеником. Исправляю пробелы начальной школы с помощью разработанной мной эффективной тренировки.
Я занимаюсь с учеником. Исправляю пробелы начальной школы с помощью разработанной мной эффективной тренировки.

Может быть, путь к вершинам наук и нобелевским премиям лежит через уверенное знание и понимание основ учебных предметов, которые должна давать начальная школа?

По своему опыту скажу, что с младшими учениками заниматься гораздо сложнее, чем со старшими. Но родители считают также, как и министерство образования, что раз учителю не надо знать про интегралы, то и платить ему много не обязательно.

Сложность занятий не в уровне материала, а в уровне настойчивости, терпения и доброжелательности, который нужен, чтобы добиться от маленького ученика полного усвоения.

Теперь добавьте к этому, что в первом классе собираются ученики гораздо более разные по способностям и уровню знаний, чем в старших классах. Кто-то уже быстро читает и считает, а кто-то едва складывает из букв слова. Эта разница не количественная, а качественная.

То есть в начальном обучении индивидуальный подход гораздо важнее, чем в среднем и высшем.

Но можно ли совместить индивидуальные (и обычно более дорогие!) занятия с коллективными?

Наше министерство образования не в курсе таких методик. А стоило бы поискать – они давно и успешно применяются в мире!

А что же советское начальное образование? Лично у меня осталось очень плохое мнение. Я уже к первому классу бегло читал, знал много стихов и неплохо считал. Чем мне нужно было заниматься в первое полугодие, когда весь класс учил буквы и старался читать по слогам? При этом мне ставили плохие оценки за неровный почерк, и за то, что я частенько писал на полях.

Примерно также писал я. Может быть, менее ровно и немного грамотнее. Картинка с сайта infourok.ru
Примерно также писал я. Может быть, менее ровно и немного грамотнее. Картинка с сайта infourok.ru

Угадайте с первого раза – как это меня мотивировало к учёбе?

Думаю, что при индивидуальном подходе я мог бы закончить школу раза в два быстрее. И таких способных учеников по стране достаточно много!

О каких успешных моделях начального образования вы слышали? Пишите в комментариях.

Кому даёт начальное образование современная школьная система