«Реинкарнация» железобетона по-новому – или, что изобрели томские ученые

06.11.2017

 Демонтаж железобетонных конструкций
Демонтаж железобетонных конструкций

Как уже многие успели заметить, большинство новых разработок в области строительства, да и любой отрасли промышленности, создаются с оглядкой на экологическо-финансовые проблемы. И создание современного железобетона стараются полностью ориентировать на решение подобных глобальных вопросов. И насколько эффектно это удается?

Переработка старых материалов – будущее промышленности

 Разрушение железобетонной стены
Разрушение железобетонной стены

Железобетон – практически вечный материал. Но у каждого изделия есть свой срок службы. И куда же попадают старые конструкции, отслужившие верой и правдой десятилетия - может в специальный «рай на земле»? Как вы уже догадались, эти груды отработанного железобетона складируются на специальных свалках.

На такие полигоны свозят:

  • любые ЖБИ прямо с конвейера, произведенные с браком;
  • бетонный лом различного плана, образовавшийся при сносе зданий и сооружений;
  • бетонные изделия, которые непоправимо повредили при монтаже или перевозках;
  • опор электропередач, заменяющихся на новые в процессе реконструкции сетей, которые не имеют достаточного уровня качества для повторного использования;
  • всевозможные ЖБИ и ЖБК, заменяющиеся при ремонте или строительстве нового объекта.

Согласно официальным данным, на таких специальных полигонах в России ежегодно добавляется по 6 тонн вторсырья, когда же в мире - до 650 тонн. У нас задействуют в рециклинге железобетона всего 5% от такого бешеного объема. Это ничтожно маленькая цифра, по сравнению с тем, что из скопившегося сбоя можно добыть и пустить во вторичное производство 1,5 млн тонн арматуры и 450 млн тонн переработанной щебенки.

С каждым годом эти цифры растут, а с ними тратятся миллионы рублей на перевозку вторсырья до полигона, и на экологический фискальный сбор за ущерб, нанесенный окружающей среде. Все потраченные средства, дабы не обанкротиться, производственники вкладывают в себестоимость качественных железобетонных изделий, что в свою очередь находит отражение в удорожании квадратного метра построенного объекта.

Для решения таких вопросов на государственном уровне, предпринимаются меры вторичного использования подобного железобетона. С каждым годом подобные мероприятия во всем мире завоевывают все больше сторонников. Так как же ведутся подобные работы?

Рециклинг бетона в мировой практике

В мировой практике переработке чаще всего подвергаются бетонные покрытия дорог и тротуаров. Реже, на вторсырье пускают сборный железобетон. Суть подобного рециклинга довольно проста – вышедший из эксплуатации бетон просто дробят специальным оборудованием. Это происходит при демонтаже, позже на перерабатывающих станциях, для получения более мелкой фракции. Подобный материал - и есть вторичный щебень.

При таком дроблении, использованная арматура сильно деформируется, иногда дробится на мелкие частицы, что практически невозможно пустить на вторсырье. Получается, подобное производство не такое уж и безотходное.

Трудности использования вторичного железобетона

 Склад вторичной щебенки
Склад вторичной щебенки

Вторичную щебенку активно используют при забивке фундаментов, бетонных дорог и прочих подобных покрытий и изделий, чем снижается их себестоимость. Но не все так замечательно.

  • Оборудование для дробления бетона б/у не обладает достаточной точностью, что ведет к изготовлению заполнителя различного диаметра, что не всегда допустимо.
  • К тому же, песок в его составе дает о себе знать, увеличивая водопотребность. В итоге, получается бетон с большей усадкой и пластичностью.
  • Подобный вторичный заполнитель отличается повышенным содержанием щелочей и хлорида кальция, что в свою очередь приводит к «нехорошим» химическим реакциям в железобетоне. Но это уже вопрос второго плана, так как основная проблема по переработке решаема.

Новый взгляд ООО "НПО Разряд" на старый бетон

 Очищенная арматура от старого железобетона
Очищенная арматура от старого железобетона

Разработчики томской венчурной компании «НПО Разряд» подошли к рециклингу железобетона с другой стороны, уделяя особое внимание добыче арматуры.

На заметку: Основное направление фирмы – производство инновационного оборудования для переработки неликвидного бетона путем расщепления его под действием электрического тока в водной среде. Именно такой подход помогает выделить арматуру из бетонного тела - абсолютно чистую и без деформаций.

Подобная технология дает сразу несколько преимуществ перед традиционным способом:

  • закуп на металлургических перерабатывающих предприятиях б/у арматуры подобного качества, в 4 раза выше, чем у любого другого покорёженного металла;
  • чем лучше качество арматуры, тем меньше нужно энергии для ее переплавки;
  • оборудование для классического рециклинга бетона быстро изнашивается, когда же теоретически, использование электрического тока намного экономичнее и не старит аппаратуру в целом.

Это все, что пока известно о новой линейке оборудования. Какое качество обрабатываемого бетона будет, возможно ли его использовать как вторичный щебень – подобные вопросы обошли молчанием. Основной упор разработчики направили на получение полностью очищенной и недеформированной арматуры, чья цена намного выше переработанного бетона.

Как заявил генеральный директор ООО «НПО Разряд» Роман Ивашов, подобная идея возникла еще в 2008 году, когда же к разработке приступили только 2011. На данный момент линейка оборудования проходит тестирование и доработку, но по заверению гендиректора, его проект очень ждут на строительном рынке - не только на отечественном, но и на зарубежном.

Читать далее...