TATRA-ЗИЛ. Как закрыли проект из-за принципов одного человека.

Завод Имени Лихачёва, в свое время, был гигантом отечественной автомобильной промышленности и достоин, чтобы о нём помнили и говорили. ЗИЛ рухнул не сразу, а в результате множества накопившихся проблем разной величины и разного уровня. Завод искал их решение.

В 1997 году, директором ЗИЛ стал Валерий Борисович Носов, который связывал дальнейшее развитие ЗИЛ с развитием грузовиков тяжёлого класса. И в это время, на завод обратились Чехи, представители TATRA и предложили создание совместного проекта. Целью проекта был запуск на ЗИЛе тяжёлого трёхосного самосвала. Шасси должно было быть от TATRA c хорошо известной хребтовой рамой и дизельный двигатель с воздушным охлаждением от TATRA. Кабина, крылья, капот и кузов должны были быть ЗИЛовскими.

Такая идея имела успех. Но были и свои трудности. Взятая за основу TATRA Т-815 – автомобиль с кабиной над двигателем, а совместная идея предполагала создание грузовика с капотной компоновкой. Для решения данной проблемы, был привлечён самый талантливый разработчик ЗИЛ - Юрий Герасимович Туманов. Туманов уже имел опыт создания тяжёлых грузовиков. Ему удалось использовать для будущего проекта стандартную кабину от серийного ЗИЛ-43131 с немного удлинённым интегральным капотом. Кабина встала на шасси как родная. Для этого, в шасси пришлось внести некоторые изменения. Мотор сместили на 10 см вперёд, чтобы можно было установить кабину капотной компоновки, удлинили кардан, изменили конструкцию рулевого управления. Приборы на панели адаптировали с новыми агрегатами.

И вот, уже в том же 1997 году был готов первый опытный образец самосвала, который назвали TATRA-ZIL 81521. Полная масса машины составляла 30 тонн, кузов объёмом 10 м3, грузоподъёмность автомобиля 17 тонн. Подвеска и полностью шасси были от TATRA (различные межколёсные и межосевые блокировки), т.е. это был дорожный самосвал с очень высоким уровнем проходимости.

Так как самосвалы TATRA в стране очень ценили и охотно покупали, то на ЗИЛе была уверенность, что смогут выпускать автомобили не менее 300 шт. в год. Самосвал очень понравился руководству обеих сторон проекта. И всё складывалось удачно, если бы не одно «НО». Представители TATRA, решили ускорить реализацию проекта и допустили некую ошибку, которая и привела к краху проекта.

Проект совместного грузовика поддерживал не только Валерий Борисович Носов, но и председатель совета директоров ЗИЛ – Евгений Пантелеев. Будучи министром правительства города Москвы, на заводе ЗИЛ, он представлял интересы города. Чехи, посчитав Пантелеева важным человеком для проекта, начали его обхаживать. И в один момент, Носову стало известно, что Пантелеев, ничего не сказав, самостоятельно ведёт переговоры с Чехами об освоении совместного самосвала на ЗИЛе , приглашая на такие совещания специалистов ЗИЛа, нарушая субординацию. Ген. директор Носов такого не стерпел. Со зла, он изменил свою позицию к совместному проекту с «Тяжёлый самосвал заводу необходим» на «Не пристало заводу заниматься выпуском штучной продукции» и никому не удалось его переубедить.

Вот так в ярком, но не долгом проекте была поставлена точка. TATRA всё же выпустила самосвал с капотной компоновкой, но на 10 лет позже. Автомобиль получил название «ЯМАЛ», машина активно поставлялась в Россию и пользовалась спросом.

На этом всё. Ставьте лайки, подписывайтесь на канал. Всего вам хорошего!