Из архивов советской фантастики. Фаэты

1 June
15k full reads
2,5 min.
18k story viewsUnique page visitors
15k read the story to the endThat's 81% of the total page views
2,5 minutes — average reading time

Александр Казанцев — одна из наиболее заметных фигур в советской фантастической литературе. Человек, который всю жизнь оставался верен себе, ни на шаг не отступив от своих убеждений, какими непопулярными бы они не оказывались в обществе. Для многих из любителей фантастики старших поколений, путь в нее начинался именно с произведений Александра Петровича: «Пылающий остров», «Планеты бурь», и, конечно же - «Фаэты».

Фантастику тех лет практически невозможно себе представить без иллюстраций Юрия Макарова
Фантастику тех лет практически невозможно себе представить без иллюстраций Юрия Макарова
Фантастику тех лет практически невозможно себе представить без иллюстраций Юрия Макарова

«Фаэтов» можно смело назвать главным произведением Казанцева, пусть даже сам он так и не считал. В романе сошлись все основные идеи, замыслы, гипотезы, раскиданные Казанцевым по другим произведениям. Интересно, что, несмотря на то, что в раннем творчестве Казанцев строго придерживался принципов «фантастики ближнего прицела», сам он явно тяготел к космическим масштабам, и именно в «Фаэтах» развернулся во всю мощь. Сюжет романа охватывает ни много, ни мало - миллион лет! Мало кто даже из современных фантастов с их безудержным воображением рискует связываться с такими временными промежутками.

«Фаэтов», как и все творчество Казанцева, принято упрекать в излишней «идеологической выдержанности», но как по мне, в этом можно при желании упрекнуть всю советскую фантастику оптом — вот только зачем? Да и то сказать, что в «Фаэтах» такого уж прямо «идеологического»? Предупреждение об опасности ядерной войны? Так ту идеологию давно уже отменили, а опасность никуда не делась, да и пишут о ней далеко не только на одной шестой части суши. «Коварные и алчные капиталисты» на страницах книги практически не появляются (разве что в виде погибших вместе со своей планетой правителей древней Фаэны), ну так самоуничтожение цивилизации в глобальной войне куда чаще встречается как раз за «железным занавесом». В СССР о таком писать было не очень принято.

Но не будем о мелочном. Поговорим о романе. Александр Казанцев помимо фантастики очень увлекался исследованиям «на грани науки» (буду тактичен в терминах). Как раз на момент создания романа становятся чрезвычайно популярными, в том числе и в СССР некоторые спорные гипотезы — палеоконтакт, существование в прошлом планеты между орбитами Марса и Юпитера, исчезнувшие материки и существовавшие на них цивилизации (Атлантида, Лемурия, Пасифида или Континент Му/Мю), искусственное происхождение Тунгусского метеорита и спутников Марса… Казанцев живо интересовался всеми этими гипотезами и активно писал статьи на эту тему, заслужив даже титул «первого советского уфолога». Конечно же, всё это в итоге оказалось включено в сюжет «Фаэтов».

Эпическое повествование разделено на три части:

1. История разрушения Фаэтона (или Фаэны, как планету называли сами жители). Самое удивительное, что главной сюжетной линией этой части являются не политические интриги или военные действия, а… трагическая любовная история, прямиком позаимствованная из «Ромео и Джульетты»! Казанцев этого, в общем-то и не скрывает, более того, прямо наводит на первоисточник: цитаты из Шекспира в качестве эпиграфов, противостояние семей влюбленных. Даже имя фаэта, сопровождающего главного героя — прямая отсылка: Куций Мерк = Меркуцио.

2. История жизни фаэтов, переселившихся на Марс и организовавших экспедицию на Землю. Казанцев вовсю жонглирует земной историей, вписывая фаэтов в мифологию древних цивилизаций — Кецалькоатль, Кон-Тики, Шива — все это он сводит к следам палеоконтакта. Тут и там на страницах мелькают старые добрые аргументы: фрески Тассили, статуэтки «догу», изображения Наски, «неправильные календари» месоамериканских цивилизаций… Конечно, сейчас это звучит наивно и надуманно (разве что вы большой поклонник канала РЕН-ТВ), но в «Фаэтах» все к месту, все укладывается в общую картину. Даже совершенно сказочная теория о том, что Луна - это захваченное Землей (при помощи серии сверхмощных ядерных взрывов, уменьшивших момент импульса Луны) пролетавшее мимо небесное тело, вполне гармонично вписывается в сюжет. В конце концов, это же фантастическое произведение! Почему-то никого не смущает литература о перемещениях во времени, хотя с научной точки зрения они куда более абсурдны.

3. Возвращение «долга жизни» марианам (бывшим фаэтам) земной цивилизации. Ведь это именно фаты столкнули Луну с курса на прямое столкновение с Землей одиннадцать тысяч лет назад, которое неизбежно повлекло бы за собой уничтожение жизни на Земле. Советские (а какие же еще!) ученые находят на орбите не принадлежащий никому из землян искусственный спутник, расшифровывают обнаруженные на нем записи и находят на Марсе деградировавшие остатки марсиан. С землянами общается тот самый Кон-Тики, Инко Тихий, фаэт, возглавлявший экспедиции на Землю и доживший до наших дней благодаря анабиозу. Заканчивается роман переселением мариан из подземных убежищ на поверхность терраформированного землянами Марса…

Да, с литературной точки зрения «Фаэты» - не шедевр. Но подкупает грандиозность замысла и явная, неподдельная искренность автора. Ведь Инко Тихий — это никто иной, как «второе я», литературная ипостась самого Александра Петровича Казанцева, и уже ради одного этого роман стоит если не любить, то как минимум уважать — обязательно прочитав.