Из архивов советской фантастики. Сказки Полудня Сергея Другаля

2,9k full reads
3,8k story viewsUnique page visitors
2,9k read the story to the endThat's 75% of the total page views
1,5 minute — average reading time

"Институт Реставрации Природы" Сергея Другаля — научное учреждение, которое можно смело поставить в один ряд с НИИЧАВО или Институтом Экспериментальной Истории. Почему я из множества научно-исследовательских учреждений фантастического будущего (или настоящего) выбрал для сравнения два, появившихся на свет благодаря братьям Стругацким? Очень просто — ИРП Другаля работает в том же мире, в мире победившего Полдня, и это сходство прямо-таки светится

Из архивов советской фантастики. Сказки Полудня Сергея Другаля

Вообще проза Другаля выделяется из общего фона советской фантастики, как связка ярких веселых воздушных шариков, прикрепленная к пульту управлением какого-нибудь огромного ускорителя частиц. Единственный писатель того времени, с кем я могу провести хотя бы отдаленную аналогию — это Юрий Коваль, но аналогия эта крайне условная, поскольку в сказках (а это именно сказки) Другаля все-же есть отчетливый (хотя и не назойливый) научный подплан. Причем существует этот подплан не сам по себе, а в тесной связи с остальной фантастической литературой, в первую очередь — с уже упомянутыми мной Стругацкими.

Удивительно, но в каком-то смысле у Другаля получилось написать, а главное - опубликовать нечто совершенно невероятное в СССР — серию произведений, от которых за версту несет отчетливым пряным ароматом постмодернизма. Мягко полемизируя с самими Стругацкими, которые со временем разочаровались в своем «Мире Полудня», Другаль одновременно вплетает в свои НФ-сказки бесчисленные, наслаивающиеся друг на друга отсылки и на оригинал (собственно, даже один из главных героев носит не слишком замаскированное имя Олле - «Виу! Лин, это же я, твой Полли!» и встречает стада гигантских мясомолочных коров-гигантов), и к окружающей реальности и истории (сквозь подозрительно напоминающего Модеста Камноедова Кощея-Гигантюка нет-нет да и проглядывает куда более мрачный образ Трофима Лысенко…) и множество других, еще более тонких и ироничных. Подозреваю, что я сумел выловить далеко не все — к примеру, я отнюдь не сразу понял юмор прозвища «старик Ромуальдыч» (А вы?).

Из архивов советской фантастики. Сказки Полудня Сергея Другаля

Но это все о форме, а суть же…

В некоторой отстоящей на сколько-то чуть более разумных лет от нашего времени человечество наконец перестало изо всех сил уничтожать себя и собственную планету (от названия всепланетного праздника Дня Сожжения Ружей мне стало очень тоскливо — потому что я уже не верю, что когда-нибудь возникнет повод для учреждения такого праздника). Наступил полдень, но, увы, не для всех видов живых существ — многие не дожили. Институт Реставрации Природы призван восполнить эту потерю, чем он и занимается, однако его работа выходит далеко за рамки простого восстановления экологии. В его непрерывно растущих заповедниках и резервациях появляются странные мутанты и искусственно сконструированные организмы, приживаются удивительные инопланетные животные, работающие там ученые становятся волхвами и лешими, и, наконец, заводится подлинно сказочная фауна — жар-птицы, единороги, драконы (чьих самок обязательно надо вовремя доить, чтобы они не заболели) и даже изначальное зло — жуткий василиск.

Еще одно произведение, которое я просто обязан упомянуть в связи с ИРП - это, конечно, "Заповедник гоблинов". и дело тут не в кажущейся вторичности ИРП, но, скорее, в сходных эмоциях, которые возникают при чтении - милая, добрая улыбка, теплая и спокойная...

Из архивов советской фантастики. Сказки Полудня Сергея Другаля

Наверное, хорошо, что Сергей Другаль не был профессиональным писателем, и сочинял свои произведения от случая к случаю. Конечно, у маститого автора цикл обрел бы большую сквозную связность, психологические портреты героев стали бы детальнее и точнее. Но, наверное, это уже не был бы удивительный сказочный мир Института Реставрации Природы, в котором гениальные дети младшей группы (3-5 лет) выводят бациллу огромных размеров ("бувескул" - Бацилла Учебная ВЕличиной С КУЛак), чтобы не возиться с предметными стеклами и микроскопом.

Так что, как любит приговаривать один из персонажей, «чешите грудь» (мне одному это напомнило «шерсть на носу» некоего Кулака?), и читайте рассказы Сергея Другаля о ИРП. Может, они сделают нас чуточку добрее...

Читайте также на канале:

Заповедник гоблинов. Сквозь время и мифы с Клиффордом Саймаком

"Суер-Выер", пергамент. Книга длиной в жизнь и жизнь длиной в книгу - острова Юрия Коваля