Долгожданная новинка Ферранте - читать или не читать?

18 October 2020

#рецензияbibliojulia

Что я могу сказать? Я писала об этой книге в списке новинок осени. Прочитала с интересом, так как пиар этой книги был совершенно оглушительный. И - я не в восторге. Возможно, это эффект завышенных ожиданий. Мне так расхваливали автора, что я начинала читать в предвкушении чего-то по-настоящему сильного и необычного, взрывающего мозг. А получила качественную добротную прозу - типичный роман взросления с открытым финалом.

Безусловно, автор хорошо знает психологию девочек-подростков, кое-где утрирует, но в целом очень верно схватывает ту самую зацикленность на "некрасивости" и сексе, на обострённом чувстве несправедливости и лжи взрослого мира, на трудном вхождении в этот мир и осмыслении самых простых, но таких важных вещей - от отношений с мальчиками до отношений с Богом.

Это издательница Ферранте. Фото писательницы не нашла, ибо сама она уверена, что книгам не нужна фотография автора на обложке или рекламные презентации – они существуют как автономные организмы, которым личность автора ничего не добавит.
Это издательница Ферранте. Фото писательницы не нашла, ибо сама она уверена, что книгам не нужна фотография автора на обложке или рекламные презентации – они существуют как автономные организмы, которым личность автора ничего не добавит.

Сюжет, говорят, крутится вокруг тем "Неаполитанского квартета", но поскольку я ни одну книгу не читала, кратко опишу эту историю так: нам рассказывают о четырёх самых сложных годах девочки-подростка с 12 до 16 лет. Половое созревание, гормональные бури и развод родителей на почве измены отца сваливаются на Джованну одновременно, как это и бывает в обычной жизни. Мои родители развелись чуть раньше - мне было 11 лет, и слава Богу, что к 13 я уже успела "переварить" эту тему и расставить свои оценки.

А вот героине романа приходится расхлёбывать всё вместе - плюс чувство вины от того, что она сама "впустила" в жизнь своей благополучной с виду семьи "тётушку-ведьму" Витторию и с нею - страшной разрушительной силы браслет, причём каждый из владельцев будет рассказывать правдивую историю его обретения, постепенно раскрывающую суть героев повествования.

"За два года до того, как уйти из дома, отец сказал маме, что я совсем некрасивая. Сказал почти шепотом..." - так начинается роман.
"За два года до того, как уйти из дома, отец сказал маме, что я совсем некрасивая. Сказал почти шепотом..." - так начинается роман.

Вместе с Джованной мы будем будто ходить по кругу - смотреть в зеркало и страдать от своей внешности, забрасывать и вновь улучшать учёбу, читать и обсуждать книги, наряжаться то в чёрное, то в вызывающе яркое, бросаться в крайности и стремиться на самое дно. Я помню свои метания в пубертате, но за давностью лет они не кажутся мне такими радикальными, хотя очень хорошо вспоминаю чувства постоянного "краха", когда кажется, что всё разрушилось, что ничего уже не исправить, так всё отвратительно - и во мне, и вокруг. Эту атмосферу автор передаёт отлично, мастерски. Разве что порой читателю становится скучновато от постоянных повторов.

Ещё один приятный момент: в книге неожиданно для современности поднимается вопрос существования Бога. Девочка-атеистка читает Евангелие, и книга ей откровенно не нравится, о чём она и сообщает юному богослову, в которого влюблена. То, как он ей отвечает, заслуживает внимания. Не буду спойлерить, найдите это место сами.

В целом, книга действительно хорошая - может быть, чуть слишком откровенная, где-то чересчур бесстыдная и бесстрашная, чтобы я давала её читать своим девочкам-подросткам прямо сейчас, но безусловно заслуживающая их внимания чуть позже, когда подрастут и смогут оценить своё взросление отстраненно.

Самая главная мысль, которая меня посетила (и не оставляла) во время чтения - это о хрупкости, незащищённости мира подростка, о его ранимости и неуклюжести, которую растущий ребёнок тщательно пытается скрыть под дерзостью и бравадой. Самая главная ценность в этот период для любого родителя - это сохранить связь со своим бунтующим мятущимся чадом, постараться не отталкивать, а прижимать его к себе покрепче, если он разрешает. Ребёнок должен чувствовать, что родитель - это тот человек, который не предаст, что бы ни случилось.

Читать или нет - решайте сами. Я не жалею, что прочитала. В любом случае, это не пустышка, это настоящая книга.

А вы уже успели прочитать? И какие впечатления?

П.С. Элена Ферранте (Elena Ferrante) – итальянская писательница.

Родилась в 1943 году и выросла в Неаполе, получила высшее филологическое образование. Своим любимым писателем называет Эльзу Моранте. Произведения Ферранте изданы в 40 странах. В 2016 году она вошла в список 100 самых влиятельных людей мира по версии еженедельника Time.

Что думаете об этой книге? А может, читали у неё что-то еще? Не забывайте поставить лайк, оставить коммент и подписаться - я буду очень рада!