Библия 18+
450 subscribers

Картины известных художников на библейский сюжет. Смерть Авеля

Тициан, "Каин и Авель", 1543-1544
Тициан, "Каин и Авель", 1543-1544

Картина Тициана полна ужаса, на неё вообще нельзя смотреть без содрогания. Это произведение Тициана часто используется авторами «Дзена» в качестве иллюстраций первого братоубийства. 

Герои трагедии прорисованы в полный рост. Что наверняка приводит в ещё больший трепет (увы посетить Венецию, собор Санта-Мария-делла-Салюте, чтобы увилеть шедевр в оригинале, пока не посчастливилось)

Надо полагать, зритель смотрит на сюжет снизу вверх, то есть с позиции Авеля. И что же видит Авель? Впрочем, об этом чуть позже, а вначале посмотрим, чего Авель не видит. А не видит он лицо брата. 

Картины известных художников на библейский сюжет. Смерть Авеля

Знакомые черты, минуту назад близкого человека, черны как дым с жертвенника. На лице ещё видны отблески света, впрочем, скоро пропадут и они. Каин уже нанёс удар, возможно и не один, это понятно по ране, которая видна на голове Авеля.

Картины известных художников на библейский сюжет. Смерть Авеля

Теперь он наносит последний, и окончательный удар полностью погрузившись во тьму жестокости, ненависти и боли. 

Так что же видит Авель? Огромную ногу и подол одежды старшего брата и, собственно говоря, всё, что под подолом. Авель пытается прикрыться рукой, стараясь узреть лицо убийцы. Тщетно. 

Картины известных художников на библейский сюжет. Смерть Авеля

Зато Авель несмотря на то, что ещё одна минута и упадёт в пропасть, в отличии от своего убийцы, находится во свете. Авель это самая светлая фигура на картине…

Молодой Авель и Каин

Но картина Тициана – не самое страшное произведение на заданную тему. Помните работу Андреа Скьявоне, "Молодой Авель".

Андреа Скьявоне, "Молодой Авель". 1555
Андреа Скьявоне, "Молодой Авель". 1555

Взгляните на черты лица Авеля внимательно, он подобен молодому ягненку, которого держит на руках, намекающего на участь юноши. Кажется ещё так рано, Авель ещё так молод. Но нет, другая картина художника толкает нас в самую гущу уголовного дела.

Андреа Скьявоне, "Каин и Авель", 1555
Андреа Скьявоне, "Каин и Авель", 1555

Тот же молодой Авель, только теперь он полностью во власти брата. Каину даже смотреть на него ненужно. Смерть неизбежна. А ужас данного произведения кроется в дерзости молодого Каина. Какой же жёсткий и дерзкий взгляд у этого юноши, обращённый не на Каина, а на меня, то есть зрителя. Своей дубиной он угрожает, как бы говоря, останови меня если можешь, в то же время намекая, что на месте Авеля может оказаться каждый.

Каин приводит Авеля к смерти

А эта картина: пожалуй самая страшная в своей основе, из представленных полотен.

Жак-Жозеф Тиссо «Каин приводит Авеля к смерти» 1896
Жак-Жозеф Тиссо «Каин приводит Авеля к смерти» 1896

Перед нами решительный Каин, судя по одеянию и обуви, (Каин одет как воин) его план преступления уже вышел из эмоционального поля, превратившись в холодный расчёт. В правой руке он держит оружие преступления, в левой крепко сжимает руку брата. Сама картина на удивление светлая, мир вокруг чудесен. Только глаза Каина темны, а губы плотно сжаты. Он точно знает куда ведёт Авеля и зачем. Перед нами заранее спланированное убийство без каких-либо смягчающих обстоятельств.

Картины известных художников на библейский сюжет. Смерть Авеля

Авель идёт за ним. На его лице нет страха смерти, он чистый юноша ещё незапачканный тяжёлыми мыслями следует за братом, синхронно повторяя движения своего убийцы. Братья идут вместе, как в танце, но в отличии от Каина глаза у Авеля открыты. Он в светлой одежде, его ладони разжаты. 

Картины известных художников на библейский сюжет. Смерть Авеля

Преступление, вот-вот случиться. Этот наивный юноша умрёт от руки человека, которому он доверял без условий. У Авеля шансов нет. Даже если он попробует сопротивляться, то перед ним неравный соперник. Братья поднимаются выше, а мы лишь беспомощно созерцаем путь на Голгофу и ничего не можем поделать.   

Вина Каина

Господь не призрел дар Каина. Что ж вызов принят. Не понравилась бескровная жертва первых плодов, тогда будет Тебе, Боже другая жертва. Как Ты и хотел, Господи, кровавая. Как Ты и хотел невинная жертва. Ты ведь точно этого хотел? 

 Авель мёртв, что дальше

Пьетро Новелли, "Каин и Авель", 17 в.
Пьетро Новелли, "Каин и Авель", 17 в.

А вот на этой картине Авель уже мёртв. Какая жестокая несправедливость. Стоило ли Богу сюсюкаться с первенцем Адама. Не лучше ли было удавить его сразу, да так чтоб побольней, да так чтобы потомки запомнили навечно. Каин достоин смерти! Он убил праведника, тем самым пытаясь отомстить Богу. А что же Бог?

Спрашивает Каина, «где Авель, брат твой?». 

Каин блуждает во тьме, а на лике Божьем нет гнева. Господь одновременно показывает путь заблудшему Каину и, может быть, мне показалось, но Он благословляет его. Соответствует ли сюжет картины библейскому тексту? Ещё как.

Каким бы не был Каин, что бы он не сделал, Бог пытается поговорить с ним. Главное - отношение, главное продолжать разговаривать, Но Каин изо всех сил пытается разорвать их. Хуже всего, что у него получилось.