Библия 18+
450 subscribers

Пьеса «Старший сын» Александра Вампилова – логичное завершение притчи Христа о блудном сыне

103 full reads
176 story viewsUnique page visitors
103 read the story to the endThat's 59% of the total page views
2 minutes — average reading time
Кадр из кинофильма "Старший сын" на фоне картины Рембрандта "Возвращение блудного сына"
Кадр из кинофильма "Старший сын" на фоне картины Рембрандта "Возвращение блудного сына"

По стечению обстоятельств, мне довелось прочитать пьесу Александра Вампилова «Старший сын» и это был #ценный урок.

Название произведения «Старший сын» отсылает к притче Иисуса Христа о блудном сыне.

Два старших – два сына

В библейской истории младший сын попросил часть своего наследства, (и это при живом отце), а всё прокутив, вернулся с покаянием. Старший же сынуля (неприятный товарищ) затребовал справедливости. Пока младший забулдыга тратил наследство на алкоголь и девок, старший сын старался угодить отцу. Работал на совесть, честно ожидая смерти батеньки, чтобы получить законное наследство.

Пьеса «Старший сын» Александра Вампилова – логичное завершение притчи Христа о блудном сыне

В пьесе у главного героя Владимира Бусыгина нет отца. Собственно – это и есть отправная точка произведения.

Молодые люди проводили девчонок. Но время позднее, последняя электричка сбежала, с девушками не выгорело, парни остались на улице, а по шпалам идти домой… ну не было у них такой привычки. Молодой Бусыгин и его друг по несчастью бросились искать ночлег. Повезло. Главному герою, пришлось представиться старшим сыном случайно нечаянному отцу Сарафанову. 

Андрей Григорьевич Сарафанов, музыкант-кларнетист поверил, он вспомнил, что 22 года назад был грешок.

Бусыгин, ещё до того, как войти в дом, увидел, как Сарафанов поздно вечером посетил молодую соседку Наталью Макарскую.

Из письма автора пьесы Александра Вампилова:

"…В самом начале… (когда ему кажется, что Сарафанов отправился прелюбодействовать) он (Бусыгин) и не думает о встрече с ним, он уклоняется от этой встречи, а встретившись, не обманывает Сарафанова просто так, из злого хулиганства, а, скорее, поступает как моралист в некотором роде. Почему бы этому (отцу) слегка не пострадать за того (отца Бусыгина)?"

Владимир Бусыгин вешает ярлык на новоиспечённого отца видя в его действиях похабные мотивы.

Рембрандт Возвращение блудного сына. ок. 1666—1669
Рембрандт Возвращение блудного сына. ок. 1666—1669

Старший сын и в притче, и в пьесе – изначально не приятные персонажи. Но общее между ними то, что и тот и другой на самом деле не знали родных отцов.

Только Бусыгин фактически не знал, а старший брат блудного сына, хоть и видел отца каждый день не знал его вовсе.

Бусыгин попадётся в свою собственную ловушку. Хорошо обманывать лжеца, дурить мошенника, а вот столкнувшись с человеком, который с лёгкостью принимает тебя:

«Не дай-то Бог обманывать того, кто верит каждому твоему слову»

Чем больше Владимир Бусыгин узнаёт Сарафанова, тем больше хочет быть его настоящим сыном. Когда «отец» и вовсе дарит ему фамильную реликвию (серебряную табакерку), которая передавалась в семье Сарафанова от отца к сыну (старшему), Володя и вовсе тонет в солёном озере совести.

Своих «рожков» приготовленных для свиней, он наелся вдоволь, только отца, к которому можно вернутся не было. Сарафанов немного наивный, не приспособленный к реальной жизни музыкант, зато настоящий ОТЕЦ. Володя, несколько часов назад, чужом человеке, находит отца. Который, кстати, с отеческой лёгкостью прощает ему обман.

Притча

Пьеса «Старший сын» Александра Вампилова – логичное завершение притчи Христа о блудном сыне

В притче, рассказанной Христом, блудливый младший брат лучше знал своего отца чем старший. Даже когда покидал отчий дом, будучи порядочной сволочью, понимая, что любовь отца сыграет на руку, он потребовал часть своего наследства, на которое мог рассчитывать только после смерти родителя. А позже наевшись рожков из свиного корыта, именно знание своего родителя и помогло принять верное решение.

"У скольких из наемных слуг моего отца есть лишняя еда, а вот я умираю от голода!"

А вот старший сын жил с отцом, работал рядом, делил хлеб, наверняка был послушен. Но жить с человеком — не значит знать человека. Притча завершается упрёком.

Сын мой, - сказал отец, - ты всегда со мной, и все, что у меня есть, твое. Но мы должны были праздновать и радоваться, потому что этот ваш брат умер и снова жив

Ответа старшего сына мы не услышали. Получился открытый финал, который позволяет включить фантазию и додумать самостоятельно, если конечно я смогу соотнести себя со старшим сыном.

Финал пьесы Александра Вампилова «Блудный сын» — идеальное завершение истории старшего сына из притчи.

НЕМНОГО МОРАЛИ: Мир несправедлив. Нередко раздолбаи, неблагодарные гады и разного рода неудачники ближе к Богу, чем напичканный святоотеческими приданиями и богословскими трудами религиозный умник, знающий где, что, кому и как уготовлено. Тотальная несправедливость. Путь праведника один - надеть одежды грешника, как Христос сделал… И далеко не каждый старший сын на это способен.