дома нескучно
Как весело и с пользой пережить самоизоляцию

В чём ошиблись строители вавилонской башни?

2 February 2019
Вавилонские башни Тобиаса Верхарта
Вавилонские башни Тобиаса Верхарта
На всей земле был один язык и одно наречие. (Книга Бытие 11:1)

После этого события языков станет много и люди перестанут понимать друг друга.

В чём трагедия вавилонской башни? Их тут две. Обе по своему драматизму равны событию, где описывается про сынов Божьих совокупляющихся с дочерями человеческими.

Трагедия первая. Всегда наперекор

Быть мирным человеком настолько просто и легко, что аж невозможно!
Быть мирным человеком настолько просто и легко, что аж невозможно!

Вот чем человечество отличалось, так это желанием идти наперекор Богу. После потопа было сказано, что больше подобного не повторится. Люди могли спокойно, не боясь больше вод потопа, расселятся (плодится и размножатся) на земле. Но проходит энное количество лет и народ решает создать нечто странное:

И сказали друг другу: наделаем кирпичей и обожжем огнем. И стали у них кирпичи вместо камней, а земляная смола вместо извести. И сказали они: построим себе город и башню, высотою до небес, и сделаем себе имя, прежде нежели рассеемся по лицу всей земли. (Книга Бытие 11:3,4)

Народ решил построить башню высотою до небес из жжёного кирпича, а вместо извести использовать земляную смолу.

Цель постройки - каким бы не был новый великий потоп - башня устоит и не утонит. Логично. Если высота здания до самого неба, а тут потоп, но Бог то не затопит же сам себя. Вот она сущность человеческой природы. Трудно сказать какие у них были представления о небе, но каким-то образом инженерам башни казалось, что задача им по силам.

Дотянутся до Бога? Легко!
Дотянутся до Бога? Легко!

Ещё жив Ной! Тем боле живут и здравствуют его дети, свидетели того самого момента, когда Бог пообещал: «великого потопа больше не будет». Но нет, во чтобы то ни стало, нужно подстраховаться и найти своё (человеческое) решение проблемы. Люди в массе своей всегда стараются быть независимыми от Бога. Но в данном случае, что ещё хуже, народ массово решил пойти против Бога, «сделать себе имя». Что в общем-то, уже и не ново!

Трагедия вторая. Смешение

Вторая трагедия колоссального строительства с точки зрения библейского контекста, ещё более ужасна. Нет ничего удивительного в противлении человечества Богу. Как Ева отведала плод дерева познания добра и зла, вражда и бунт стало естественной сущностью человека.

Не может лев быть вегетарианцем, не может человек не враждовать.
Не может лев быть вегетарианцем, не может человек не враждовать.

Но вместе с тем, всегда мир держался на нескольких личностях, назовём их праведниками, которые даже в состоянии вражды стремятся следовать за Богом. В чём суть праведности? Давайте об этом в другой раз, а тут важно отметить главное. Самое страшное, что вообще может случится, это когда люди, выбравшие для себя служение Богу, в какой-то момент отвергают Его.

Именно это случилось с Адамом, именно это произошло с Каином. И самое большое отступничество - сыны Божии в постели с дочерями человеческими. Потоп. Казалось бы, можно всё начать заново. Но!

Сын Ноя, Хам выбрал противоположную сторону. И если бы только Хам!

Обратите внимание на родословную сыновей Ноя. Она написана не логично. Обычно родословная хронологически повествует от старшего к младшему. Сим старший, Хам средний, а Иафет старший. А, тут:

Вот родословие сынов Ноевых: Сима, Хама и Иафета. После потопа родились у них дети. Сыны Иафета: Гомер, Магог, Мадай, Иаван, Фувал, Мешех и Фирас.(Книга Бытие 10:1,2)

Нам сообщают название: «Вот родословие сынов Ноевых: Сима, Хама и Иафета», а далее, когда речь идёт о конкретике, (кто чей сын) нам во перовой подают потомков младшего сына Ноя. Если вы читаете библию, или хотя бы этот канал, понимаете, что это совсем не случайность. Так было задумано автором, так автор хочет на чём-то сделать акцент. Осталось разобраться на чём?

Не берусь судить о сынах Иафета, но как будет видно Сим стал родоначальником рода, откуда произойдёт поколение праведников. И именно родословная Сима рвётся рассказом о вавилонской башне.

Трагизм всей этой истории заключается в том, что не просто потомки Хама были организаторами строительства и прямого противления Богу. Но, самое плохое, что к строительству башни присоединились и потомки Сима.

В чём же тут ирония?

С одной стороны, как уже говорилось ранее, эта история похожа на рассказ, когда сыны Божии стали заходить к дочерям человеческим. Но с другой, есть и разница. Это реакция самого Бога?

Если в первом случае Бог относится очень серьёзно:

и раскаялся Господь, что создал человека на земле, и восскорбел в сердце Своем. (Книга Бытие 6:6)

Раскаяние и скорбь в сердце – очень эмоциональная реакция. То в случае с вавилонской башней реакция совершенна другая – тут скорее ирония на грани сарказма…

Но давайте так, чтобы не загружать вас в этом материале больше чем следует (итак написал много слов) юмор и иронию в книге Бытие оставим на следующий раз.

А пока обратите внимание на мои посты так или иначе касающиеся данной темы!

Потоп. За что же с нами так?

Событие перевернувшее допотопный мир

Кровавое жертвоприношение и радуга

Невиноват. Возможно Каин не убивал?

Адам. Каким он был? Каким он не остался?